В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
1. Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2. Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3. Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4. Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5. Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6. Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7. Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.
Продолжаем говорить о поэзии. Начало разговора было здесь
Кроме буриме существуют и другие форматы поэтических игр.
Мы с дочкой (ей было лет 11) как-то поиграли в шутливое подражание старой английской поэзии. Я писал первую строчку или две – дочка продолжала, а потом – менялись ролями. В результате получилось такое вот печальное произведение (публикую в большом сокращении и в большом трепете):
Стихи грустной овечки мистера Уизли
У мистера Уизли и мистера Гризли
Поссорились два петуха.
Они так дрались, что наутро догрызли
Хозяева их потроха.
У мистера Гризли за старым сараем
Жил рыжий растрёпанный пёс.
Когда он соседа вкусил, пробегая,
Хозяин смеялся до слёз.
У мистера Уизли - поверить вам сложно! –
Овца сочиняла стихи.
Их бы в редакцию сдать было можно...
Но хозяин любил шашлыки.
Продолжение каждой строфы появлялось почти автоматически, достаточно было удачно начать, скажем, в первых строчках было что-то такое:
О том, что Уизли держал крокодила,
Не знали соседи, пока…
Автор не виноват, рифма «рука» сама просится в 4 строку, деваться некуда )), а по содержанию и ритму выходит что-то совсем страшное. Очень надеюсь, что вы меня простите за некоторую мрачноватость содержания… Давайте-ка попробуем сочинить вместе что-то более позитивное.
Тащите детей, уже можно!
Задание. Я начинаю – вы с детьми продолжаете (кто справится – получает право выступить в роли автора первых строчек), вот вам на выбор несколько вариантов. Примерьтесь – что вам ближе и попробуйте продолжить, написать 3-ю и 4-ю строки вместе с детьми.
Воет ветер за окном,
В кресле дремлет кошка… (очень легкие рифмы: темно, немножко…)
Я шёл однажды вдоль реки,
Мотивчик напевая… (что тут просится… мужики… из водного трамвая…,
а лучше – рыбаки… и - не зевая…)
Как прекрасно утром рано
Распахнуть окно. (…барана? без обмана?.. нирвана?.. баклана?..)
Сегодня мне снился чудеснейший сон –
Взлетел я над городом нашим. (лучше без подсказок?)
Люблю я книжку почитать
В дождливую погоду. (в хорошую погоду занят другими делами)
Мой рыжий хвост всегда трубой!
Охотник я отменный. (гимн рыжего кота)
Выйди в лес, пройди немножко –
Попадёшь в волшебный мир… (это для любителей путешествий)
Цветок расцвел в пустыне, одинок.
Кто насладится здесь его красою?..
(на любителей корейской поэзии)
При необходимости слова в строчке можно поменять местами. И вообще, что мне вас ограничивать? Хотите заменить какое-то слово – тоже меняйте. Делайте что хотите )), лишь бы процесс пошел.
Важный момент. Творчество неподсудно. Если вам нравится ваше произведение - этого достаточно для публикации и никакие оценки не должны вас смущать. Договорились? Но мы пока всё же продолжим оценивать плюсиками понравившиеся стихи, просто для поддержания лёгкого игрового азарта.