На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Научим наших детей читать. Часть 2. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

 

 В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.


 

     Часть 2. Обучение чтению, от 3 до 6 лет

      Часто спрашивают - как правильно научить ребёнка читать?

Ответ простой - читайте сами. Читайте вслух. Увлекайте. Если вам самим интересно - будет интересно и вашим детям.  Это главное, а теперь о частностях. 

Нам известно несколько простых игровых способов помочь ребёнку в возрасте 3-4 года (рекордсмены начинают в 2,6-2,9) достаточно быстро и легко научиться читать:

 1)     Как мы читали с дочкой в 2,8. Недолгое знакомство с буквами перешло в слоговые напевы. Вот попалось слово «мама». Тянем, напевая:  «Ма-…». Пока тянешь «ма - а….» – глаз успевает зацепиться за следующий слог, конкретно за второе «м». Потом 2-3 секунды и вспоминается, что эта буква – тоже «м», а за ней – знакомая «а»: «… -ма…».

 Начинаем с самого простого: на рисунке буква «А» (на самом деле – звук, конечно) как человечек бежит к букве «У». Бежит – тянется ручками: а-а-а-а…- у-у-у-у… Ау!

 Многим ребятам бывает достаточно для схватывания идеи буквально нескольких упражнений. Тянем звук до тех пор, пока не вспоминаем начало следующего. «Мо-ло-ко»… У тебя получается!!!    В три года дочка уже читала самостоятельно.

 2)     Тут и детские книжки будут кстати – не только картинки рассматривать (хотя и это может быть очень полезным занятием, особенно если обсуждать содержание, комментировать, задавать вопросы). «Моя первая книжка» - так называлась старая детская серия книжек для малышей.

3)     Вот на что здесь обратим внимание – не избегайте «сложных» слов. Не стоит упрощать задачу чтения «Мамой, которая мыла раму» (никак не отмоет за сто лет). Пусть не на первых шагах, а на вторых, но ребёнок начнёт прочитывать слова в 3-4 слога, это тоже может быть забавной игрой. Будем постоянно помнить, что возможности у детей огромные, а развитие интеллекта происходит при решении не самых простых задач.  Чтение и разбор трудных слов может быть вполне подходящим материалом для развития дошкольников. А уже ближе к 5-6 годам в репертуар могут входить такие слова как: траектория, велосипед, незаурядный, произведение, шлифовальный, деревообработка, астероид, химический, аббревиатура, жужелица, пастеризация, социум… Постепенно расширяйте список трудных слов сами – что считаете практичным для своего ребёнка. Можно обсуждать, спрашивать друг у друга значение трудных слов, расширяя кругозор, а попутно  подтянете дикцию, чтобы потом не пришлось тревожить логопедов. 

 4)     Кроме этого, артикуляционный аппарат будем развивать скороговорками.  Кто быстрее и без ошибок повторит 3 раза подряд: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Или: «Идёт косой козёл с косой».  Засекаем время секундомером. Одна ошибка – выступление не засчитывается, надо начинать заново. Для ребят постарше, кто уже уверенно читает, новая игра: вывешиваете на стену список скороговорок и устраиваете чемпионат семьи. Имя победителя тут же торжественно вписывается в список, а через неделю – следующий чемпионат: тренируйтесь!

 5)     «Читать» (на самом деле – запоминать внешний вид) слова целиком – на карточках, на вывесках, где угодно. За одно «занятие» ребёнок может запросто запомнить 5-7 и более новых слов. Напишите на картонных карточках фломастером: дом, папа, кошка, дерево, окно, игрушка, Солнце. И… отдайте эти карточки старшему ребёнку – не заметите, как он научит младшего!

 6)     Для закрепления навыка чтения существует масса настольных игр. От кубиков с буквами – до «Найди слово» (посильная игра уже для 4-леток, но при участии взрослых).

 7)     Писать буквы и слова раньше, чем читать. Мы предлагаем использовать в играх функциональные надписи ещё до того, как ребёнок может их прочесть. Здесь огромный простор для творчества. Придумывайте самые разные игры с надписями на предметах. Для начала можно поиграть в имена – они крепятся бумажным скотчем к одежде. Далее даём имена предметам в комнате (точно также можно быстро пополнить словарный запас иностранного языка, но об этом в следующий раз).  Чтобы правильно воспользоваться предметом – надо «прочитать» его название. В фильме «Делаем с детьми игрушки-2» (готовится к публикации) будет видно, как  4-летний ребёнок делает на проекте лифта функциональные надписи.

 

Уверены: научить ребёнка читать может каждый. Особой методики для этого даже и не требуется. Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своими находками, авторскими решениями.  Важнее – не переусердствовать, не отбить охоту брать в руки книжку. Никакого занудства! Наша главная опора – это интерес ребёнка.  

 

Что читать с трёх до шести?

 Частично мы на этот вопрос ответили в первой статье. Уверены, что наш «Курс Арины Родионовны», от колыбельных до Пушкина и Ершова - добротная основа детской библиотеки. Но это далеко не весь ответ.  Мне не хотелось бы здесь публиковать некий «список обязательной литературы», это отдельный разговор, но как минимум советую не проходить мимо добрых, озорных, умных произведений К.Чуковского, С.Козлова, И.Токмаковой, Р.Мухи, А.Усачева, Ю.Мориц, С.Маршака, Э.Мошковской, Е.Чарушина, В.Бианки, В.Сутеева.

 И ещё важный момент, может быть самый важный. Чтение – это не техника воспроизведения букв и слов. Чтение – это работа образов. Просто для себя найдите автобиографическую прозу Марины Цветаевой, которая уже в 5-6 лет прочла практически всю мамину библиотеку – нарушая запреты… Начните с повести «Мой Пушкин» - многое о том, как вырастают гении и как формируется художественное образное (вначале – буквально чувственно-образное) восприятие, станет понятно:

 

«…была  картина  в  спальне  матери  - "Дуэль".  Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят  третьего,  под мышки, к саням - а еще один, другой,  спиной  отходит.  Уводимый  -  Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил  его  на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.

     Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили.  Потом  я  узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел  Пушкина,  потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на  снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет  твердо  узнала,  что  у поэта  есть  живот,  и  -  вспоминаю  всех  поэтов,  с  которыми  когда-либо встречалась, - об этом _животе_ поэта, который так часто не-сыт и в  который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С  пушкинской  дуэли  во мне началась _сестра_. Больше скажу  -  в  слове  _живот_  для  меня  что-то священное,- даже простое "болит живот" меня заливает  волной  содрогающегося сочувствия, исключающего всякий  юмор.  Нас  этим  выстрелом  всех  в  живот ранили.

 ... С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность - я поделила мир на поэта - и всех, и выбрала - поэта..."

Картина дня

наверх