Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Научим наших детей читать. Часть 6. ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ начало

развернуть

http://knigopoisk.net/images/10991.jpg

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Часть  6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста)

Мы с вами научим наших детей не просто читать, но читать осознанно,  с глубоким пониманием, извлекая из текста не только поверхностные смыслы. Будем учиться копать в глубину. Для этого существует специальная программа МДР. Создавалась она в начале 90-х гг и прошла многократную обкатку.

 Для того, чтобы научить так читать, необходимо самому уметь читать осмысленно.  Участники нашей площадки МДР – в основном взрослые образованные люди. Как правило, все образованные люди считают, что умеют понимать прочитанное.  Не будем оспаривать очевидное, но зададимся вопросом – а насколько глубоко мы проникаем в суть текста?

Сколько скрытых смыслов можем извлечь из простого текста? Умеем ли отделить мысль автора от нашего собственного понимания? Можно спросить себя и так: обладание каким инструментом нам даёт уверенность в том, что мы в точности понимаем то, что сказал автор? А вдруг мы ошибаемся? Вдруг на самом деле точного понимания нет? Возможно, мы «приписали» автору то, что он совсем не имел в виду? А может вообще понять автора невозможно и на самом деле мы понимаем лишь самих себя? А ведь есть ещё и такие трудные авторы, которые подобно Омару ибн аль-Хайяму "скрыли свою истину за семью печатами", попробуй докапайся...

Не спешите давать ответы на эти вопросы, давайте начнём с практики.

 Мы потренируемся понимать текст с детьми и взрослыми на относительно простом материале – на народных сказках, на баснях, на простых рассказах. Очень хорошее упражнение – понимание пословиц и поговорок.

 Прежде чем говорить о некоторой «технологии» (схеме) понимания, а мы здесь говорим прежде всего о понимании текста, давайте совместно выполним ряд заданий, надеюсь не очень сложных. Будет очень хорошо, если выполнять эти задания вместе с детьми. Если понимания будут разные – бросайте в комментарии все, не обязательно приводить все мнения к общему знаменателю.

 

Итак, на выбор:Научим наших детей читать. Часть 6. ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ начало

 

Задание 1. Выделите смыслы из русской народной сказки «Курочка Ряба».

Задание 2. Выделите смыслы из рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Задание 3. Сформулируйте своими словами смысл пословиц:

  • А где щи, там и нас ищи;
  • Простота хуже воровства;
  • Жизнь бери оком, а не боком, ухом, а не брюхом.

Думаю, здесь было бы правильно активнее пользоваться "лайками" - плюсами-минусами для выражения своего согласия - несогласия с трактовкой. Ну, по крайней мере "плюсами" )).

 продолжение следует


Ключевые слова: Методики, чтение
Опубликовал Анатолий Сторожев , 30.03.2013 в 13:14
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Виктор Яковлев 30 марта 13, в 18:04 Не-не, это я Вас поблагодарю )) - жду комментов, ответов на задания! Текст скрыт развернуть
0
Natasha Luks
Natasha Luks 30 марта 13, в 17:54 Анатолий, благодарю! Очень интересно - осталось найти предыдущие части. Текст скрыт развернуть
2
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Natasha Luks 30 марта 13, в 18:03 Части легко найти - в каждой статье начинаю со ссылок, просто нажимайте на любую из частей в начале статьи. Текст скрыт развернуть
0
Natasha Luks
Natasha Luks Анатолий Сторожев 31 марта 13, в 22:41 Благодарю! - я уже нашла по меткам. Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев 30 марта 13, в 18:06 В продолжении темы мы поговорим какие есть возможности для понимания текста и обсудим конкретную программу. Но пока не попробуете выполнить задания, разговор будет не очень эффективным. Очень надеюсь, что подключите к этому заданию детишек. Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев 30 марта 13, в 18:13 Варианты понимания пословицы "Где щи, там и нас ищи" 5-классниками одной из московских школ: а) мы всегда голодные; б) это слоган наших поваров; в) мы всегда стремимся попасть на кухню. Текст скрыт развернуть
3
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев 31 марта 13, в 22:53 Во трудное задание дал, а! Нет решений, уже двое суток!
Я знаю по опыту, что понимание текста - одна из самых провальных подготовок в отечественном образовании. Будем осваивать на курсах 21 апреля.
Текст скрыт развернуть
0
Яночка Вишневская
Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:22 Про курочку рябу я где-то слышала, что яйцо - это как бы символ жизни. Курочка, в данном случае, путеводитель из одного мира в другой. Золотое яйцо - это вечная жизнь. Но это всего лишь миф, обман. Не стоит гоняться за идеалами, стоит радоваться тому, что имеешь на сегодняшний день. Текст скрыт развернуть
1
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:44 Это красивая версия. Осталось связать её с текстом сказки. Текст скрыт развернуть
0
Яночка Вишневская
Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:23 Про косточку я не читала, или не помню (к своему стыду и сожалению) Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:43 http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kostochkatolstoyl Текст скрыт развернуть
0
Яночка Вишневская
Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:25 "А где щи, там и нас ищи" - все мы тянемся к сытой жизни. Всем нравится получать жизненные блага) Текст скрыт развернуть
1
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:43 Зачёт Текст скрыт развернуть
0
Яночка Вишневская
Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:28 "простота хуже воровства" - это про невежественных людей. Они могут и глупость сморозить, сделать что-то очень худое и недопонимать, что творят. Невежество - это тормоз эволюции, развития. Текст скрыт развернуть
1
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Яночка Вишневская 8 апреля 13, в 17:43 Зачет)) Текст скрыт развернуть
0
Яночка Вишневская
Яночка Вишневская 9 апреля 13, в 14:34 Даааа... Что можно сказать про косточку... Трудно жить в семье, когда там все фрукты на пересчет. Не правильно, что ребенок с детства ни разу не пробовал слив. Все-таки фрукты - это витамины и они полезны для организма!
2. Запретный плод всегда сладок. Это мы знаем с детства. Всегда хочется попробовать то, что запрещают.
3. А ведь у мальчика еще чего и комплекс может развиться какой-нибудь. "Все посмеялись над ним, а он заплакал"
4. Надо больше общаться с детьми. Стараться доступным языком объяснить им что такое сливы, что такое разделить их побратски и т.д. Чтоб не было таких недоразумений.
5. Если ребенок расплакался надо обязательно поговорить с ним, чтоб не осталось у него в сердце обид!
Текст скрыт развернуть
1
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Яночка Вишневская 9 апреля 13, в 15:25 Яночка, очень хорошо для начала!
Принимаю все версии, все выводы, но их будет в разы больше. Рекомендую заглянуть в сегодняшнюю статью - по тексту В.А.Левина.
Текст скрыт развернуть
0
Яночка Вишневская
Яночка Вишневская Анатолий Сторожев 9 апреля 13, в 17:36 можно ссылку? Пожалуйста ) Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Яночка Вишневская 9 апреля 13, в 17:37 http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43169377629/Zadanie-2-po-osmy... Текст скрыт развернуть
1
Яночка Вишневская
Яночка Вишневская Анатолий Сторожев 9 апреля 13, в 17:38 Спасибо! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 21
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев