На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Научим наших детей читать. Часть 6. ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ начало

http://knigopoisk.net/images/10991.jpg

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Часть  6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста)

Мы с вами научим наших детей не просто читать, но читать осознанно,  с глубоким пониманием, извлекая из текста не только поверхностные смыслы. Будем учиться копать в глубину. Для этого существует специальная программа МДР. Создавалась она в начале 90-х гг и прошла многократную обкатку.

 Для того, чтобы научить так читать, необходимо самому уметь читать осмысленно.  Участники нашей площадки МДР – в основном взрослые образованные люди. Как правило, все образованные люди считают, что умеют понимать прочитанное.  Не будем оспаривать очевидное, но зададимся вопросом – а насколько глубоко мы проникаем в суть текста?

Сколько скрытых смыслов можем извлечь из простого текста? Умеем ли отделить мысль автора от нашего собственного понимания? Можно спросить себя и так: обладание каким инструментом нам даёт уверенность в том, что мы в точности понимаем то, что сказал автор? А вдруг мы ошибаемся? Вдруг на самом деле точного понимания нет? Возможно, мы «приписали» автору то, что он совсем не имел в виду? А может вообще понять автора невозможно и на самом деле мы понимаем лишь самих себя? А ведь есть ещё и такие трудные авторы, которые подобно Омару ибн аль-Хайяму "скрыли свою истину за семью печатами", попробуй докапайся...

Не спешите давать ответы на эти вопросы, давайте начнём с практики.

 Мы потренируемся понимать текст с детьми и взрослыми на относительно простом материале – на народных сказках, на баснях, на простых рассказах. Очень хорошее упражнение – понимание пословиц и поговорок.

 Прежде чем говорить о некоторой «технологии» (схеме) понимания, а мы здесь говорим прежде всего о понимании текста, давайте совместно выполним ряд заданий, надеюсь не очень сложных. Будет очень хорошо, если выполнять эти задания вместе с детьми. Если понимания будут разные – бросайте в комментарии все, не обязательно приводить все мнения к общему знаменателю.

 

Итак, на выбор:

 

Задание 1. Выделите смыслы из русской народной сказки «Курочка Ряба».

Задание 2. Выделите смыслы из рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Задание 3. Сформулируйте своими словами смысл пословиц:

  • А где щи, там и нас ищи;
  • Простота хуже воровства;
  • Жизнь бери оком, а не боком, ухом, а не брюхом.

Думаю, здесь было бы правильно активнее пользоваться "лайками" - плюсами-минусами для выражения своего согласия - несогласия с трактовкой. Ну, по крайней мере "плюсами" )).

 продолжение следует

Картина дня

наверх