Начинаем серию статей, посвященных чтению и литературному образованию.
Введение
Самое простое, что мы можем сделать для своих детей в плане их начального образования - научить читать. Сколько копий ломаем по поводу слабой работы школы, но ведь включить этот ресурс – только наша внутрисемейная задача.
1. Индия 10,7 часа в неделю.
2. Таиланд 9,4 часа в неделю.
3. Китай 8,0 часов в неделю.
4. Филиппины 7,6 часа в неделю.
5. Египет 7,5 часа в неделю.
6. Чехия 7,4 часа в неделю.
7. Россия 7,1 часа в неделю.
Однако, и семи часов в неделю вполне хватит, чтобы ввести человека в пространство культуры. Надо лишь грамотно распорядиться этим ресурсом.
В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
1. Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2. Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3. Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4. Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5. Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6. Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7. Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.
Первый вопрос, который часто задают молодые родители: когда надо начинать учить ребёнка читать?
Нащ ответ неа этот вопрос простой: примерно за полгода до рождения ребёнка.
Первый "предмет", который ребёнок "изучает" ешё до появления на свет, называется так:
Часть1. Курс Арины Родионовны, для детей от - 0,5 до +7 лет.
Так мы решили назвать программу помогающую молодым родителям включить механизмы тонких культурных настроек, которыми испокон веков владели наши Предки.
Мы учитываем, что ещё до рождения, в утробе матери, ребёнок вполне воспринимает окружающие звуки, настраивается на получаемые вибрации.
Уже в этом возрасте он – ваш самый внимательный слушатель. Колыбельные, народные напевы, наши лучшие стихи и сказки – это та тонкая материя, из которой и будет соткано полотно формирующегося сознания. Главное здесь – запоминающийся ритм, мелодия языка и Ваш голос:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
И серенький волчок - не совсем маленький серый волк, это первое сказочное существо, с которым мы сталкиваемся в жизни. Немножко страшный... и страшно волшебный. На краю... сознания... понимаешь: он не злой, он ... свой. Воображение включается, требуя развития сюжета. А мама продолжает и уже сочиняет колыбельную по ходу дела, не особо придерживаясь "канонического" текста, так и надо, это же свободное народное творчество, более того - это Традиция.
Итак, молодая семья за полгода-год до рождения ребёнка закупает не только пелёнки. Есть кое-что поважнее. Первое - мы заводим альбом колыбельных и русских народных песен, учимся петь.
Далее в дело идут русские народные сказки: Машенька и медведь, Колобок, Теремок, Репка, Курочка Ряба - их очень много, самых разных, составьте для себя список, например отсюда.
Но и это не всё. Хороводные песни, заклички, потешки, считалочки, загадки, пальчиковы игры... Народный фольклор - это тот фундамент, на котором будет возводиться дальнейшее образование.
Волшебные ритмы сказок Пушкина, «Конёк-Горбунок», русские народные сказки – дарите ребёнку эти сокровища, не утруждая себя вопросами: а не рано ли ему? а понимает ли он?
Он всё воспринимает – как минимум, а многие родители знают, что и всё понимает.
Задания для родителей:
1. Завести альбом народного творчества, составить для себя "Список Арины Родионовны". Рекомендуем начать его наполнение с тех ресурсов, на которые есть ссылки в тексте. Дополните этот ресурс собственными источниками.
2. Возьмите себе за правило петь ребенку, рассказывать сказки не только на ночь... Иногда сами, вместе с ребенком, слушайте хорошую мелодичную музыку и песни.
3. Периодически меняйте репертуар.
Тема следующего разговора:
2. Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 лет