Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Научим наших детей читать. Часть 7 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

развернуть

Научим наших детей читать. Часть 7 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Наконец, мы подходим к главной задаче, ради которой всё и затевалось. Мы уверены, что самое вкусное - не просто научить читать, и даже не просто заразить любовью к чтению, а воспитать в человеке Творца, укрепить уверенность в собственных силах к литературному творчеству. Грамотный читатель - это человек, который и сам может грмотно и выразительно писать.

Эта часть будет короткая. Ведь по сути мы уже раскрыли всё, что необходимо для литературного образования наших детей.

 

Часть 7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Здесь, как и в других задачах, мы остаёмся "целостниками". Литературное творчество ставится не в рамках литературы (так рождаются графоманы). Литературное творчество ставится на базе широкого кругозора, понимания действительности, осознанной системы ценностей.

Кто и что может научить ребёнка по-настоящему писать? Родители? Хороший учитель литературы? Мастер, писатель?

Для начала скажу пару взаимо дополняющих банальностей:

1) Творческого человека создаёт "атмосфера творчества", а не специальные учебные занятия (они - лишь надстойка, помощь).

2) Каждый ребёнок от Природы создан Творцом (это качество система образования тщательно выхолащивает).

Вчера поздно вечером две моих внучки (4 и 6 лет) строили в песке домик для крота. Младшая подбегает: "Рулетку никто не видел"?  Взяла рулетку и пошла замерять проходы. А старшая ей фонарём светит. Обе в трусах.

Диалоги:
- Сколько?
- Тридцать.
 - Понятно.
 - А в вышину?
- Тридцать восемь.
 - Отдыхаем.
Через 5 секунд.
- Копаем дальше.

Что ещё требуется, чтобы научить этих детей творить? )))

Минимум: а) не отбить тягу к познанию; б) не отбить способность к самоорганизации; в) не отбить вкус к творчеству и созиданию.

Для ребят, воспитанных вне атмосферы творчества, нужна длительная раскачка, иногда - продолжительностью до года. Не буду повторяться - смотрите предыдущие шесть частей статьи. Для остальных важно не загубить "то, что есть".

Общая рекомендация - расширяйте границы форм. Не стоит превращать процесс творчества в рутину по обучению технике написания "сочинений". Это самое глупое, что придумано в массовой школе.

Как выглядит курс литературного творчества в средней школе? Точнее - как бы он мог выглядеть при другом руководстве Минобраза...

Во-первых, обращаюсь к старшему поколению, к тем, кто ещё помнит каким было советское образование в 50-60 гг. Большинству учащихся было достаточно 7 классов обучения, чтобы стать грамотными людьми. Уровень математической грамотности был на уровне 80% (сейчас менее 3%), уровень "языковой" грамотности - не ниже (сейчас - менее 2%). Это говорит о том, что в масштабах страны (а в условиях семейного или частного обучения - тем более) реально решить задачу грамотности за 7 лет обучения на высоком уровне.

Программа русского языка должна быть полностью и качественно освоена к концу 7 класса. Если за 7 лет всё ещё не научили ребёнка писать на РОДНОМ ЯЗЫКЕ - то чем тогда эти 7 лет занимались?! И стоит ли продолжать до 11 класса валять дурака?

Далее, по мере решения этой задачи в 7 и 8 классе, начинается предмет "Художественное творчество". Этот предмет организуется из часов, отведённых сегодня на предметы - русский язык, литература, ИЗО, музыка, МХК, возможно и технология. И получаем два года ежедневной практики художественного творчества на различном материале - от издания своей книги - до съёмки фильма, от совместной постановки "Ревизора" - до создания и постановки своей собственной пьесы, не хуже, чем у Гоголя )). 

Важная часть художественного образования - разбор образцов культуры. Как обучают в хороших театральных институтах, на режиссёрских курсах, институтах кинематографии? Вот большой список фильмов, мировая классика. Смотрим каждый фильм- выделяем смыслы, осваиваем формы и жанры. Вот пьеса - смотрим, выделяем смыслы, осваиваем формы и жанры. Вот книга - выделяем смыслы, осваиваем формы и жарны. Это большая, регулярная и необходимая работа. Но это ещё не товорчество. Это освоение рамки культуры - того, что создано до тебя.

Где в сегодняшней массовой школе место под творчество? Получил задание - выполнил - получил оценку. Если отнёсся к заданию "творчески" - оценка, скорее всего, будет снижена. Мы с Игорем Скирневским спрашивали московских 9-классников - "Что вам удалось сотворить за все годы обучения в школе?" Они долго думали, затем вспомнили два случая: написали компьютерную программу и однажды организовали праздник. Всё. Весь творческий потенциал в двух микрособытиях. Тоска! А педагоги убеждены, что обучают творчеству...

Из школьной жизни должно уйти невнятное слово "сочинение". Что значит - написать школьное сочинение? Какую ценность имеют школьные сочинения? Кто по жизни читает эти сочинения? Мы хотим читать хорошую и разнообразную литературу или эти "сочинения на заданную тему"? Учащиеся могут осваивать два года не этот школярский уровень, а уровень настоящего творчества, создавая не "сочинения", а драмы, комедии, романсы, новеллы, фельетоны, сценарии фильмов, приключенческие романы, фантастические рассказы, да хоть комиксы, если совсем плохо с воображением )))...  И переходить в 10 класс с приличным опытом индивидуального и коллективного созидания, что даст им возможность точного самоопределения в специальности.

Вопросы есть?

Эту статью я в порядке исключения оставляю без "домашнего задания". Задания нам даёт сама жизнь. Если есть такая ценность - воспитать своих детей в духе созидания и творчества, мы будем искать практические решения. Если нет - побредём вслед за Минобразом воспитывать грамотного потребителя...



Ключевые слова: Книги, Методики, чтение
Опубликовал Анатолий Сторожев , 06.05.2013 в 08:57
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Марина И
Марина И 6 мая 13, в 22:26 Ну сочинения - это тоже интересно, если они - сочинения-рассуждения на заданную тему, а не пересказ материала учебника. Текст скрыт развернуть
2
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Марина И 6 мая 13, в 23:17 Марина, не буду спорить, просто возражу )).

"Сочинения на тему" - это простое упражнение для начинающих. В интернете доступны методички по написанию. Можно его сделать интересным, нам иногда удаётся )). Я даже соглашусь, что сочинения-рассуждения могут быть полезны. Как небольшой фрагмент подготовки. Но не основной! И не на экзамене!

Этот формат до 7 класса осваивается, лучше даже к 6 классу заканчивать с ним полностью. Во сути - это либо эссе ("Как и зачем я провёл лето";), либо описание картины (нечто вроде художественной критики... передний план... задний план... производственный план... зевать хочется...)... что ещё? Изложение, миниатюра...
Мне давно интересно, почему за многими темами школьных сочинений слышна фальшь? Помню как брат писал сочинение на тему "Как я помог другу". Текст был такой:
"Мы с другом катались на коньках. Он упал и сломал ногу. Я помог ему дойти домой".
Конечно же, он получил за это сочинение "двойку". А почему, собственно? Тема полностью раскрыта. Очевидно, он должен был так приукрасить свой поступок, чтобы тот уже тянул на маленький подвиг и заслуживал описания в художественном тексте.

Эта форма - школьное сочинение - предполагает стандартизацию. Даже канонические части - вступление, основная часть и выводы - как без них? Но абсолютное большинство литературных произведений не состоит из этих "частей", которые учителя литературы даже советуют выделять абзацами. Лучшие книги, которые я читал, начинаются без введения. Вот пример первых строк известного произведения, где автор с ходу берёт быка за рога:
"С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо."
Конечно же, это "Робинзон Крухо" в переводе Чуковского. Начал читать - не оторвёшься.
Сравним с занудным текстом (это прямой перевод с английского той же книги), как положено - с классическим введением:
"Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Мой отец был родом из Бремена и основался сначала в Гулле..."
Ни один нормальный ребёнок дальше этого предложения не прочитывает, приходится заставлять.

Но самое главное, многие дети в школьном возрасте пробуют писать "не понарошку", сочиняют стихи, прозу, пишут приключенческие рассказы. Сами! Без методичек! У некоторых даже что-то получается. Почему же им не помочь? Почему надо 11 лет писать "понарошку"? Как хотите, а Баба Яга - против.
Текст скрыт развернуть
3
Анна
Анна 6 мая 13, в 22:41 Мои дочки сочиняют "сочиняния", им нравится. Старшая (почти 6 лет) даже пишет иногда. Недавно придумывали продолжение сказки про Буратино.«Карабас Барабас опять прилепился с «стволе»… «Не реви», - сказал Буратино.»
Потом было повествования от имени Буратино, который объясняет папе Карло, почему он не был в школе…
«До первого урока я пошёл в театр... А потом Карабас Барабас повесил меня на гвоздик. Хотел бросить меня в огонь, но я сказал, что я проткнул очаг. Карабас Барабас спросил: «Как это можно проткнуть очаг?» Я сказал: «А он же нарисованный». Тогда Карабас Барабас дал мне 5 золотых и я попрыгал домой. Но меня вдруг догнали кот и лиса. Потом я попал к какой-то девчушке с голубыми волосами и-и-и…»
«Так, мне всё понятно», - сказал папа Карло.
И т.д. Потом там появились какие-то ещё персонажи, все включились в общий сюжет, и младшая сказала: "Вот такая сказка "всмешку!" получилась"
Текст скрыт развернуть
2
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев Анна 6 мая 13, в 23:24 Предлагаю чуть более сложный ход. Пусть эта же сказка прозвучит от лица Карабаса )). Это будет совсем другая история... Текст скрыт развернуть
4
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев