В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
1. Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2. Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3. Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4. Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5. Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6. Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7. Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.
Коллеги! У нас есть выверенная и обкатанная программа по обучению осмысленному чтению. Цель программы - выработать с учеником ясный и простой инструмент понимания текста - любого, в принципе, от текста математической задачи до философского или литературного произведения. Это то, чему не успевают научить на уроках литературы.
По этой программе мы обучали детей возраста от 7 до 14 лет изымать смыслы хоть из нашей любимой "Косточки", хоть из басен И.А.Крылова, хоть из диалогов Платона, хоть из выступлений политических лидеров.
Я попробую "на пальцах" объяснить как мы действовали, понимая, что отрабатывать навык понимания лучше в очной семинарской работе, тут и вебинары наши не помогут, слишком всё запущено. И всё же попробуем, раз уж взялись ;-)
Итак...
Методическая схема работы с текстом (упрощенный вариант):
1 шаг. Читаем текст.
Удерживаем сюжетную линию в форме знаковой конструкции (схемы событий, цепочки рассуждений и т.п.). Необходимо разбить текст на фрагменты, смысловые единицы и зафиксировать их в виде рисунка, схемы, графика (в зависимости от характера текста подбираются адекватные способы знаковой фиксации). Так может выглядеть краткая запись сказки «Курочка Ряба»:
Д Б, КР, ¤, Д-хх, Б-хх, М, ~, Ø, Д¨, Б¨, КР: ʘ
иногда первый шаг можно пропустить
2 Шаг. Выделяем по этой схеме действия и события.
Различаем события («яичко упало», «разбилось») и действия («мышка махнула хвостиком»).
Схема улавливает возможную причину (пока это лишь гипотеза!) и следствие. Здесь важно обсудить: кто и что фактически делал. Пока без ответа на вопросы – зачем и почему. Дел – бил. Мышка – бежала. И удержать в простейшей схеме.
3 шаг. Назовём его "Точки удивления"
Что странного, непонятного встретилось в тексте? Что цепляет воображение? Какие вопросы возникают (только вопросы! не делайте попыток отвечать сразу - потеряете содерание!).
Примеры вопросов, которые задавали дети после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»:
- Почему мама запрещала сыну кушать сливы?
- Почему она оставила Ваню одного в комнате вместе со сливами, если видела, что он хочет их попробовать?
- Почему она их пересчитала, когда вернулась?
- Почему мама сама не поговорила с детьми, а пошла к отцу?
- Почему папа обманул детей?
- Почему Ваня сначала покраснел как рак, а потом – побледнел?
- Почему все дети засмеялись?
- Почему Ваня заплакал? Ведь всё закончилось хорошо, его никто не ругал.
Таких вопросов могут быть десятки. Обратите внимание детей - тут только вопросы. Ответы будем искать позже.
Примеры вопросов, которые задавали дети при работе над сказкой «Курочка Ряба":
- Что значит - "золотое" яйцо? Буквально золотое? Или какое-то необычное?
- Почему дед бил, если видел, что золотое?
- Почему баба била, если видела, что дед уже пробовал разбить и не получилось?
- Почему мышка смогла разбить золотое яйцо?
- Почему дед и баба плачут, когда яйцо разбилось (сами ведь хотели разбить)?
- Почему курочка так странно их утешает: "Я вам больше золотого яйца не снесу"?
- Откуда курочка знает - какое яйцо она снесёт?
Все появляющиеся вопросы и сомнения выписываем в столбик.
4 шаг. Поиск ключей.
Берём карандаш и проходим по этому списку в поиске ключевых понятий.
Это будут ключики для понимания всего текста. Это как зёрнышко загадки. Самый сложный и ответственный этап, требующий некоторого навыка работы. Здесь формируется опыт обращения с понятиями. Как это объяснить детям? Вообще-то, по нашему опыту, дети интуитивно хорошо чувствуют такие ключики. Скажем, в сказке "Курочка Ряба" таких ключиков несколько, но первый и очевидный - "золотое".
Это понятие выписывается отдельно: "ЗОЛОТО - ?"
Ну действительно, спрашиваем мы самих себя и детей, что значит - золотое? Если бы на самом деле было золотое, может и не разбилось бы, упав со стола?
Появляются первые гипотезы:
- золотое - действительно золотое;
- золотое - значит какое-то необычное, странное, не такое как раньше, может быть непривычное;
- золото - зло, зола, не настоящее, что-то фальшивое, обман, "Царь Кащей над златом чахнет".
В других текстах будут другие ключевые понятия, управляющие действиями героев: лесть, хвастовство ("Колобок"), страх, испуг ("Прыжок" Л.Толстого), дружба, взаимопомощь ("Репка"), честность, страх, обман ("Косточка"), отвага, честность, дружба, стыд, радость…
Каждое понятие - повод для разговора. Мы временно забываем про "исходник" и обсуждаем понятия не по тексту, а "по жизни":
- Чем испуг отличается от страха? Приходилось ли тебе пугаться? Как это было?
- Как "устроено" хвастовство?Для чего люди хвастают?
- Что такое лесть?
- Как "работает" зависть?
- Для чего нам нужна дружба? Честность? Порядочность? Любовь? Отвага? Преданность?
5 шаг.Версии ответов на вопросы.
Возвращаемся к тексту и находим ответы на поставленные вопросы с учетом опыта, полученного в шаге 4.. Тут такая хитрость. При обсуждении понятий каждый занимал какую-то позицию. Вспомним про понятие "золотое". Например, мы определились, что золотое - это что-то фальшивое, ложное. Пройдёмся по списку вопросов и попробуем отвечать на них, не забывая про это содержание понятия.
Вот, что может получиться при беглом просмотре:
- Что значит - "золотое" яйцо? Фальшивая ценность (чего это курочка решила так поступить со стариками?).
- Почему дед бил, если видел, что золотое? (наверное, отнёсся к фальшивому так же как к обычному, по привычке, по инерции мышления);
- Почему баба била, если видела, что дед уже пробовал разбить и не получилось? (аналогично, но пробовала бить своим способом... а кстати, понимаем ли мы как они "били"?)
- Почему мышка смогла разбить золотое яйцо? (а что за мышка, кстати?)
- Почему дед и баба плачут, когда яйцо разбилось? (не понимают, что их избавили от ложной ценности?)
- Почему курочка так странно их утешает: "Я вам больше золотого яйца не снесу"? (ну это как раз уже очевидно, хватит измываться над стариками)
- Откуда курочка знает - какое яйцо она снесёт? (пока не ясно).
Здесь практически каждая строчка - направление размышлений. Чтобы не заплутать в лабиринтах смыслов, надо быть дисциплинированным исследователем: внимательно следить за тем, какое именно понятие выбрано на основу и каким содержанием оно наполнено.
На материале "Косточки" может всплыть понятие обмана. Очень интересное понятие, не такое уж простое. Попытки ответить на вопрос - кто кого обманывал, дадут разные версии прочтения рассказа. Наши ученики выстраивали три убедительные линии понимания, вот разные толкования (чуть разные понятия обмана и разные понимания смысла текста):
- Ваня обманул маму;
- Папа обманул Ваню;
- Мама обманула Ваню (оставив его одного со сливами и понимая, что он не удержится).
Важно! Каждую версию необходимо проверять на тексте, возвращаться к нему снова и снова в поисках подтверждения или опровержения. Додумывать за автора нельзя!
6 шаг. Позиция автора.
Что он нам этим текстом хотел сказать? Сделать? В чем была его основная мысль?
7 шаг. Позиция читателя.
Что практичного мы извлекли из этого текста? Что приняли для себя? Чего не приняли? Чем сможем пользоваться в дальнейшем? Чем хочется поделиться с друзьями? Какие новые понимания нам окрылись?.
Задание для наших участников.
Вот вам ещё один хороший текст: рассказ Л.Толстого "Прыжок"
Попробуйте выделить из него основные смыслы, проходя последовательно по этим 7 шагам.
Справитесь? Надеюсь на вашу совместную работу с детьми.
Друзья, я ж понимаю, что предлагаю вам огромную работу, а вам как бы некогда)). Поэтому сформулирую ещё раз, что это вам может дать: ваш ребёнок через пару месяцев таких тренировок будет единственным человеком в классе, который достаточно быстро и точно понимает смысл прочитанного. Как думаете, ваши усилия стоят того?