На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ольга ИВАНОВА, г. Симферополь Как сделать уроки природоведения любимыми?

Ольга ИВАНОВА, г. Симферополь


 


Как сделать уроки природоведения любимыми?


 


Уроки природоведения составляют определенную сложность для учащихся начальных классов. Да и от довольно большой группы коллег приходится слышать, что это урок не самый любимый. В чём же причина этого? Причин несколько. Вот две из них.


Тексты статей в учебниках малоинформативны, интереса у учащихся не вызывают. А если учитель даёт на уроке дополнительные сведения, дети, в силу своих возрастных особенностей, до следующего урока, который через неделю, забывают их. Если же расширить тексты учебника конкретным материалом, они станут громоздкими и облегчения в учебном процессе учащимся не принесут.


Вторая причина кроется в том, что в дошкольный период уделяется недостаточно внимания приобщению детей к миру флоры и фауны.


К сожалению, уроки природоведения многие годы в начальном звене проводились, начиная со 2 класса. Но учить любить и беречь природу необходимо как можно раньше. И отнюдь не тогда, когда маленький человек, пытаясь самостоятельно познать окружающий его мир, оторвал лапки и крылышки десятку бабочек, жуков, кузнечиков.


Нужно искать пути, когда учениками не пересказываются тексты учебника, а ведётся заинтересованный разговор с привлечением занимательных материалов, удивляющих, а значит, запоминающихся. Целым комплексом внеклассных мероприятий учитель должен не только стимулировать познавательную деятельность каждого ребёнка, но и помогать ему сдружиться с природой, слиться с нею и ощутить себя одним из её звеньев.


Именно поэтому в самый первый день занятий открыва­ется в нашем классе выставка декоративных птиц, аквариумных рыб, комнатных цветов, что позволяет каждому первокласснику более легко войти в контакт со сверстниками и продемонстрировать им сво­их питомцев, заботу о них, поделиться радостью общения с живыми существами.


Очень радостными моментами на уроках развития речи были у нас перевоплощения первоклассни­ков в птиц (шла подготовка к урокам природоведения), когда малыши, надев шапочку с рисунком птицы, рассказывали о себе – птице:


-    Я – ласточка. Я слепила домик под крышей тёти Валиного дома. Находила комочки глины, размачивала их в лужице и лепила гнёздышко, добавляя пух и травинки. Я очень люблю своё гнездо, свою родину, её голубое чистое небо, широкие луга, поля. Я никогда не улетала бы в дальние страны, но ведь я ласточка. Я питаюсь мошками, ловлю их на лету. Поэтому прожить с наступлением холодов не смогу, ведь исчезнет моя единственная пища, — насекомые...


– Прощай, моя милая родина, я скоро вернусь! И снов моё гнездо будет под крышей тёти Валимого дома. (Алёна Мухина).


        – Я – лесной жаворонок. За мои песни в народе меня называют юла. А французы зовут люлю. Пою я только в ясную безлунную ночь. Послушайте мою песенку: «Юль, юль, юль, ля, ля, ля, юли, юль!». Живу я в сосновом лесу, там тепло, сухо. Не выношу сырости, потому гнезда вью на земле, а лучший. корм для меня – сосновые орешки. (Юля Жампейсова).


Понравились моим ребятами «жалобы», предлагаемые известным педагогом А. А. Плешаковым. Они зачитывались, а дети должны были определить их «авторов». Малышей заинтересовала такая форма познания мира, и они принялись сами со­ставлять тексты:


Проснулся я рано – утром. Вышел из своего логова и пошёл за добычей. Шёл и думал, почему нас в сказках считают глупыми и злыми, а ведь это не так. Зима для пас самая плохая пора. Медведь вон уже в берлоге спит, а я по холоду хожу. Добычи мало. Зимой нам ноги – пища и спасение. Нас преследуют охотники. Нас не любят потому, что мы уничтожаем других животных. Но если бы не мы, грызуны уничтожили бы огороды, погрызли бы кору деревьев в садах. Мы убиваем и домашний скот. Но всё это – больные и слабые животные. Мы – санитары леса. (Жалобу волка составила Наташа Омельянюк).


В приобщении учащихся начальных классов к природе немаловажную роль выполняют игры, беседы, экскурсии, походы, выпуск стенгазет, выставки поделок, рисунков, наблюдения у кормушки и прочее, но основным остается урок.


Уроки природоведения планирую по двум на­правлениям:


а) иду по пути подбора занимательного материала;


б) ищу межпредметные связи.


Вот некоторые конспекты интегрированных уроков.


ПЕРВЫЙ ПРИМЕР УРОКА


ТЕМА: ПТИЦЫ. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ. 1 КЛАСС


Задачи.


1. Опираясь на наблюдения детей и имеющиеся у них сведения о птицах, побуждать к обобщению знаний о взаимосвязи окружающей среды и строении органов отдельных осо­бей.


2. Воспитывать интерес к учебе, любовь к живым существам.


Оборудование. Чучела кулика, воробья, вороны. Книги о животных Крыма, рисунки и фотографии птиц, грамзапись «Лесной газеты» (по Виталию Бианки).


ХОД УРОКА.


I. ВСТУПЛЕНИЕ


— Кто знает,


О чём на зеленой опушке.


Беседуют


Сойки.


Щеглы


И кукушки?


О чём они спорят,


Щебечут,


Воркуют?


О чём тараторят.


Поют и кукуют,


И слышны то пенье.


То клёкот,


То крик...


— Хотели б вы


выучить птичий язык?


(Да.)


Но готовы ли вы к изучению птичьего языка? Проверим.


II. СТРОЕНИЕ ПТИЧЬЕГО ОРГАНИЗМА


— Давайте посмотрим чучела птиц, вспомним о наших наблюдениях на экскурсиях и у кормушки. Чем отличаются птицы от других представителей животного мира? (Клювом, опереньем, лапами).


1. Крылья, оперенье. Работа с учебником.


С. 109 (Н. Я. Дмитриева «Естествознание» 1 класс, М.,«Просвещение», 1991).


Одна из птиц, крылья которой изображены на рисунках, живет в лесной чаще, а другая – на больших открытых пространствах. Какой птице принадлежит крыло, изображенное на левом рисунке, а какой – на правом? Объясните, почему вы так считае­те?


Проверим ваши предположения в ходе физминутки.


Физминутка 1.


а) Широко и сильно размахиваем руками, словно летим.


б) Прижимаем пальцы к плечам, размахиваем локтями, как крылышками.


В каком упражнении вы столкнулись с неудобствами? Почему?


Вывод: птице, летящей на большие расстояния, нужны сильные, мощные крылья; птица, живущая в чаще леса, не может иметь широких крыльев: она ими будет задевать за ветви деревьев. Взмахи её крыльев частые, относительно несильные.


Загадки.


а) Какая птица не летает, но плавает, покрыта не перьями, а чешуей. (Пингвин).


б) У какой птицы оперение розового цвета? (У фламинго).


в) Какой птицей станет Гадкий Утенок? Какие у него будут крылья? Где он сможет летать?


г) Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет. Он зимует на юге.)


д) Кто крыльями так бьет, старается,


Но выше, чем на забор, не поднимается? (Петух.)


Физминутка 2.


Как бьёт крыльями петух?


Как куры ищут зёрна?


Как ходят пингвины? (Имитация движений.)


2.   Клювы птиц. Работа с учебником.


Стр. 134. Рассматриваются клювы клеста, дятла, орла, утки. Каково назначение клюва у каждой из птиц?


Вывод: строение клюва птицы зависит от того, чем она питается.


Загадки.


а)   У какой птицы под клювом мешок? (У пеликана.)


Справка. В Крыму до 50-х годов гнездились два вида пеликанов. Кудрявый пеликан был обычен, а розовый даже многочислен на богатых рыбой мелководьях. В настоящее время оба вида внесены в Красную книгу.


б) Может ли кулик прикусить себе язык?


(Нет, у птиц нет зубов.)


3. Лапы птиц. Работа с учебником.


Стр. 135. Описание. Сопоставление.


Вывод: строение лап птицы зависит от того, в каких условиях она обитает.


Занимательная задача.


Знаете ли вы, сколько шейных позвонков у воробья?


Столько, сколько у двух жирафов вместе. Сколько шейных позвонков у воробья, если известно, что у жирафа 7 шейных позвонков? Как вы считаете, зачем воробью столько шейных позвонков?


 


Физминутка 3.


Давайте проверим, может ли человек так поворачивать голову, как осторожный воробей?


Выводы:


а) Разные птицы по-разному поют,


По-разному летают, по-разному живут.


(Г. Сапгир.)


б) От условий обитания зависит строение организма птицы.


 


III. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПТИЦ


 


 Опираясь на знания, полученные на предшествующих уроках, на ваши наблюдения, сделайте вывод, можно ли птиц отнести к неживой природе? Докажите. (Нельзя. Птицы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются, умирают).


Как вы думаете, есть ли среди птиц хищники? На чём вы основываете свои мысли?


Можно ли говорить о домашних и диких птицах? Почему? Можно ли попугайчика, живущего в клетке, отнести к домашним птицам? Почему нельзя?


Назовите птиц – вестников зимы. Вестников весны.


Загадка.


Какую птицу с наступлением весны можно взять голыми руками? (Токующего глухаря.)


Все ли птицы осенью улетают в тёплые края? Почему? Какие улетают, какие остаются?


Как называются птицы, улетающие и остающиеся? (Перелётные и зимующие).


Работа с учебником.


С. 136. Чтение вслух текста «Великое переселение птиц». По В. Бианки.


Осенью происходит обратное. (Прослушивание «Лесной газеты» В. Бианки в грамзаписи.)


Какова последовательность переселения птиц осенью? Весной? Почему такая закономерность прилета и отлета?


Выводы:


а) Улетают первыми яркие, пёстрые птицы, так как их яркий наряд становится небезопасным в оголяющихся лесах.


б) Затем улетают те из птиц, у которых исчезает корм: насекомоядные.


в) Вслед за ними тянутся водоплавающие.


 


3.  Беседа о роли Симферопольского водохранилища для водоплавающих птиц.


4.  Составление схем переселения птиц.


Весной птицы летят с севера на юг или с юга на север? А осенью?


Птицы, которых не относим к перелётным, миг­рируют. (Вороны.)


Знаете ли вы, что перепела всегда совершают пе­релёты только ночью и обычно с гусями? Пролетая над морем, гуси через определённые промежутки времени. садятся на воду, а перепела им на спины. В время перелёта перепела так утомляются, что, до­стигнув побережья, в изнеможении падают на зем­лю.


Загадка.


Какая птица не летит, а бежит на юг? (Коростель. Только водные преграды он преодолевает в полёте.)


IV. ИТОГ УРОКА


 


Птицы — очень интересная часть живой природы.


Нам понятней теперь год от года,


Что с природою надо дружить,


Ведь без нас прожила бы природа,


Без неё мы не можем прожить.


 


 


ВТОРОЙ ПРИМЕР УРОКА

ТЕМА: ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ.
УХОД ЗА ЗУБАМИ. 3 КЛАСС


 


Перед уроком учащиеся получают домашнее задание понаблюдать, как в их семьях хранятся зубные щётки, какими пастами и порошками пользуются взрослые и дети, когда чистят зубы, как составляется меню и т. п. С помощью коробочек из-под зубных паст ребята могут самостоятельно изготовить панно «Профилактические средства по уходу за зубами».


 


Задачи. Расширять и углублять знания учащихся о самих себе. Показать значение здоровых зубов для всего организма. Ознакомить с гигиеной полости рта, профилактикой зубной боли. Прививать интерес к учебе. Воспитывать чис­топлотность, желание заботиться о своем здо­ровье.


 


Оборудование. Индивидуальные панно «Профилактические средства по уходу за зубами». Два подноса. Муляжи овощей, фруктов и других продуктов (муляжи можно заменить карточками с рисунками).


 


ХОД УРОКА.


 


I. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ


1.Беседа и работа с учебником. *


Каждому организму для его жизнедеятельности нужны питательные вещества. Они усваиваются только в переработанном виде.


Учащиеся открывают учебник на с. 108 и знакомятся с таблицей «Органы пищеварения».


Учитель рассказывает об изменениях, которые происходят с пищей в организме человека. Обращается внимание на то, что пища должна быть свежей, разнообразной, богатой витаминами.


Одному из учеников предлагается прочитать со­ставленное дома меню. Правильно ли составлено меню? Какие изменения или дополнения вы могли бы внести и почему?


2. Логическая задача.


Почему состояние многих органов и всего организма зависит от зубов?


В качестве резюме можно привести цитату из пол­юбившегося мультфильма «80 дней вокруг света» по роману Жюля Верна:


Жизнь – цепь,


А мелочи в ней звенья.


Нельзя звену


Не придавать значенья.


 


II. СТРОЕНИЕ ЗУБА


 



  1. 1.      Беседа. Что же такое зубы?


Зубы есть у всех детишек,


У послушных, шалунишек.


Станем мы о них читать —


Будем всё о зубках знать.



  1. 2.      Работа с учебником. Рассматривается рисунок


«Строение зуба» .)


Вот какие наши зубки...


Да, тверды, но не как сталь,


Все они одеты в шубки


Под названием


Эмаль.


А под ней дентит — смотри.


В центре нерв, а дальше корни,


Словно ножки — раз, два, три.


 


III. КАРИЕС



  1. 1.      Беседа. Обратите внимание на строчку: «Да крепки, но не как сталь». Сделайте вывод, как нужно обращаться с зубами. (Нельзя грызть орехи, откусывать нитку, ковырять в зубах острыми предметами.)


От чего портятся зубы? (От чрезмерного употребления сладостей, от застрявшей в зубах пищи, от резкой смены горячей и холодной пищи, от нехватки витаминов и кальция в организме.)


Тот, кто ест зимой и летом


Шоколадки и конфеты.


То есть ест лишь сладости.


Тот не знает радости:


Витаминов не хватает —


Зуб снаружи как бы тает.


Тут микробы и тепло


Образуют в нем дупло.



  1. 2.      Работа с учебником. Рассматривается рисунок в учебнике, иллюстрирующий эти строки.


 


IV. ПРОФИЛАКТИКА ЗУБНОЙ БОЛИ


И ЛЕЧЕНИЕ ЗУБОВ


 



  1. 1.      Работа с наглядным материалом. Основываясь на имеющихся знаниях и рассматривая муляжи,  учащиеся перечисляют необходимые для зубов продукты.


Зубы слабыми бывают,


Если их не нагружают.


Чтоб не шла из десен кровь,


Ешь редиску и морковь,


Сливы, яблоки и груши,


Огурцов побольше кушай.


Ешь все овощи и фрукты —


Витаминные продукты.


Что же делать, если зубки


Все же проносили шубки?


Не горюй, дружок, не плачь, —


Их тебе излечит врач.


Чтоб болезнь предупредить,


следуй правилу такому:


Нужно дважды в год ходить


На прием к врачу зубному.



  1. 2.      Беседа. Расскажите, какими щётками, пастами и порошками пользуются взрослые и дети в ваших семьях, когда чистят зубы, как хранятся зубные щётки.


Чтобы десны излечились,


Чтобы зубы не крошились,


Чисть их щеткой с порошком


По утрам и перед сном.


Все хорошие ребята


Чистят зубы аккуратно,


Чистят зубы дважды в сутки,


Каждый раз по три минутки.


Щёткой чистой, нелохматой,


Пастой вкусной, ароматной.


 


V. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


И УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА



  1. Работа с наглядным материалом. Учащиеся демонстрируют заготовленные дома панно, составленные из коробочек из-под зубных паст. Сравнивая свои работы, дети убеждаются в том, что профилактических средств множество.


2.  Обсуждение правил ухода за зубами и коллектив­ное составление памятки. Каждый пункт памятки заранее записан на небольших плакатах и по мере обсуждения их учениками эти правила появляются на доске.


 


 


 









ПАМЯТКА


УХОД ЗА ЗУБАМИ


1.Зубы нужно чистить ежедневно, обязательно утром и вечером в течение 3-4 минут и желательно после каждого приёма пищи.


2.  Щётка должна двигаться, вычищая зубы
нижней челюсти, снизу вверх; вычищая зубы
верхней челюсти, — сверху вниз.


3.  Необходимо полоскать рот после каждого
приёма пищи.


4.  Нужно иметь индивидуальную щётку и со­
держать её в чистоте.


5.  Нельзя ковырять в зубах металлическим
предметами, откусывать нитку.


6.  Необходимо два раза в год проверять состо­яние зубов у врача.


 



 


Если всё же зубы разболелись, а к врачу можно будет попасть только завтра, какие меры можно предпринять дома, чтобы облегчить зубную боль?


(Прополоскать рот зубным эликсиром или солевым раствором).


3. Логическая задача.


Какую щётку ты выберешь?


1.Щётка лежит на столе.


2.  Щётка в футляре.


3.  Щётка стоит в стаканчике щетиной вниз.


4.  Щётка стоит в стаканчике, лохматая, щетиной


вверх.


5.  Щётка нелохматая стоит в стаканчике щетиной


вверх.


Ответ обосновать.


4. Логическая задача.


Словарная работа (для ознакомления, но не для заучивания): стоматолог — врач, лечащий зубы.


Представь себе, что ты стоматолог. Какие про­дукты ты можешь порекомендовать своим пациентам? Разложи продукты на два подноса: полезные для зубов и способствующие разрушению зубов.


 


VI. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ЗУБОВ


Ребята, а ведь мы с вами ещё об одной функции
зубов забыли сказать. Мы отмечали её ещё в 1 классе во время изучения звуков речи.


У сестрички Любы


Выпадают зубы.


И сказала Люба:


—Я теперь бежжуба!


(Г. Бойко.)


Вывод. Зубы участвуют в образовании звуков речи. Каких звуков речи: гласных или со­гласных?


ИТОГ УРОКА.


Какова же роль зубов?


1. Здоровые зубы украшают лицо.


2. Зубы учас­твуют в пищеварении, и от состояния зубов зависит здоровье всего организма.


3. Зубы участвуют в обра­зовании звуков речи.


На этом уроке физминутку можно провести в со­провождении следующего четверостишия:


Волк зубов не чистит пастой:


Он и без того зубастый.


Людям, любо ли, не любо,


Не мешает чистить зубы.


(С. Маршак.)


 В качестве домашнего задания можно предложить школьникам чтение соответствующих страниц учебника, а также попросить учащихся рассказать родителям, младшим братьям и сёстрам о том, что узнали на уроке.


После урока учителем с некоторыми учениками (по их желанию) выпускается справочный листок о цинге с привлечением исторического материала.


 


ТРЕТИЙ ПРИМЕР - СПАРЕННЫЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ  ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ


 


1 КЛАСС.  ТЕМА ПАРЫ: ПРИЗНАКИ ОСЕНИ


УРОК 1. ТЕМА: ПАДАЮТ, ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ...


 


Задачи.


 1. Расширять и углублять знания малышей о признаках осени, учить устанавливать причинно-следственные связи, оз­накомить с понятиями о хвойных и широколиственных лесах, приготавливая к усвоению понятия о природных зонах.


2. Расширять понятие о цвете (холодные и тёплые тона), учить подбирать цвет, оттенки.


3. Повторить знания о геометрических фигурах.


4. Развивать язы­ковое чутье.


Оборудование. Засушенные листья, простые карандаши, акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, альбомы для рисова­ния, карта или схема природных зон, иллюс­трирующие таблицы, рисунки. (Для дополнительного задания – ножницы, цветная бумага, клей.)


 


ХОД УРОКА.



  1. 1.      Беседа.


- Какая пора года сейчас?


- Как вы об этом догадались?


- Давайте подумаем, с чего начинается наступление осени?


Установление причинно-следственных связей: почему улетают птицы, почему наступают холода.


Вывод: изменения в природе начинаются с изменения положения Земли относительно Солнца.


2.   Коллективное составление на доске схемы с использованием готовых рисунков. (Рис. 1.)


 


 


                                     


                                         Рис. 1.


3.   Беседа. Итак, одна из примет осени — изменения растительного покрова. Давайте подумаем, о чём так говорят:


Зимой и летом


Одним цветом?


Ель — хвойное растение. Как называются вечнозеленые иголочки? Хвоя - это лиственный покров (листья) елей, сосен, других хвойных деревьев.


Какие хвойные деревья вам знакомы? Бывают леса хвойные и лиственные. Какие деревья растут в хвойных лесах? Какие в лиственных?


 


4.   Логические задачи.


а) Какому дереву легче выстоять под натиском ветра: хвойному или лиственному? Почему?


б) Как вы считаете, какие леса располагаются ближе к северу? Докажите.


 


5. Демонстрация карты или схемы природных зон.


 


Вывод: природа позаботилась о выживаемости всех видов растений. Каждое растение приспособлено к определенным климатическим условиям.


6. Словарная работа.


На доске слова: лист - листья, лист - листы. Какая запись верна? Обоснуйте ответ (Составление предложений, наблюдение за словом).


Вывод: обе записи верны. Слово «лист» многозначное. Игра «Буква заблудилась» (иллюстрирующая


таблица.)


На пожелтевшую траву


Роняет лес свою листву.


(А. Шибаев.)


Игра «Скажи короче».


Лес роняет листву – падают листья. Падают листья –


листопад.


Наблюдение за словом.


— Как образовано слово «листопад»?


7. Физминутка.


Учитель читает стихотворение А. Шибаева «Листопад», а дети выполняют различные движения, имитирующие листопад.


Всюду, всюду —


Листопад,


Листопад.


Листья на землю


Летят


И летят.


Озорные —


Там и тут,


Там и тут!


Листья


Дворники


Метут


И метут...


А они опять


 Летят


И летят...


Ох уж этот


Листопад,


Листопад!


8. Словарная работа:


— Вслушайтесь в текст стихотворения, для чего автор ввёл в стихотворение повторяющиеся строки: «Листопад, листопад... Летят и летят... Там и тут, там и тут... Метут и метут»?


9. Работа с гербарием. Рассматривание засушенных листьев клёна, дуба, тополя, рябины, осины. Сравнение их и словесное описание (понятие о форме и цвете).


— Какие геометрические фигуры напоминают некоторые листья?


10.  Физминутка под песню (исполнение хором, свободные движения по воображению, имитирующие скольжение листьев в воздухе):


Падают, падают листья,


В нашем саду листопад...


Жёлтые красные листья


По ветру вьются летят.


Птицы на юг улетают


Гуси, грачи, журавли…


Вот уж последняя стая


Крыльями машет вдали.


11. Подготовка к рисованию.Основной цвет. Его оттенки. Теплые и холодные тона.


— Почему осень называют золотой?


Какие природа использует краски?


12. Рисование листьев.


Рекомендации учителя.


— Обмакните кисть в воде. Капли наложите на выбранные для работы краски тёплой гаммы. Пока краски подготавливаются, простым карандашом проведите построение рисунка листьев.


Демонстрация, как это сделать.


— Начинайте работать красками.


Демонстрация поиска цвета на палитре путем соединения красок. Цветовое оформление рисунка.


13. Дополнительное задание (для тех, кто быстро справился с рисованием листьев).


Накладывание листьев на цветную бумагу, обведение их контура, вырезание. (Изготовленными листьями дети во внеурочное время украсят классную комнату.)


14. Итог урока.


— Назовите признаки осени, будьте последовательны в своем рассказе. Какого цвета осень? С каким изменениями в природе это связано?


     15.Домашнее задание.


— Понаблюдайте за изменениями в жизни деревьев в течение недели и объясните, почему эти изменения произошли?


 


УРОК 2. ТЕМА: КРАСАВИЦА-РЯБИНКА


 


Задачи.


1. Повторить и закрепить понятие о причинно-следственных связях в природе:


а) на примере наступления осени;


б) на примере зонального произрастания хвойных и лиственных деревьев.


2. Научить рисовать гроздья рябины.


3. Закрепить знания о полученных лингвистических сведениях. Подготавливать к изучению однокоренных слов, развивая языковое чутьё.


Оборудование. Таблица «Приход осени», табличка с ребусом. Простые карандаши, краски, кисти, вода в стаканчиках, альбомы (бумага) для рисования, таблички с названиями деревьев.


ХОД УРОКА.


1. Опрос.   Повторение и закрепление понятий о причинно-следственных связях в природе.


—   Опираясь на таблицу с ранее составленной схемой, расскажите, как приходит осень? (Рис. 1.)


(Допустимо коллективное воспроизведение.)


2.  Разгадывание ребуса «листья». (Рис. 2.)


 


 


                               


                                 Рис. 2.


 


3. Словарная работа.


–     О каких словах вам напомнил этот ребус? Что вы помните о них?


Построение цепочки однокоренных слов: лист, листик, листочек, лиственный, листопад.


    – Какая часть у этих слов общая?


       – Что такое листопад?


— Какие краски будем брать для изображения листопада? Почему?


–  Наблюдали вы когда-нибудь, что деревья сбрасывают и зеленую листву?


– Под какими деревьями вы видели много зелёных листьев?


— Когда особенно усиливается листопад?


5. Физминутка.


Ветер дует нам в лицо,


Закачалось деревцо.


Ветерок все тише, тише...


Деревцо все выше, выше.


6.Продолжение беседы:


     –  Какие деревья более устойчивы к ветрам?


– Где произрастают хвойные деревья? Ответ обоснуйте.


Украшением хвойных лесов являются ель, сосна, пихта, кедр.


– Всегда ли человек относится к ним бережно? Можно ли это изменить? Как?


Любимицами в лиственном лесу у русского человека издавна были береза, ольха, осина, рябина. Докажите это. (Русский фольклор).


Запомните, как пишутся названия этих деревьев (хоровое чтение табличек).


7. Работа с гербарием. Рассматривание и словесное описание кисти рябины.


8. Рисование веточки рябины.Рисованиеягод проводится путём нанесения на бумагу акварели подушечками пальцев. Благодаря этому каждая ягодка кажется объемной.


Во время рисования учащихся получают от учителя дополнительные сведения о рябине. Зимой она не только украшение леса, но и спасение для птиц: прекрасный корм для пернатых.


9. Итог урока.


Что узнали нового? Чему научились на уроке?


Из последних двух уроков видно, как подготавливаются учащиеся 1 класса к теме «Природные зоны», которая будет изучаться в выпускном классе начального звена.


10. Домашнее задание. Составить 3 предложения о лесе. Записать их в тетрадь по развитию речи.


 


2 КЛАСС. ТЕМА ПАРЫ: НА КОГО ПОХОЖ МЕДВЕДЬ? (2 ЧАСА)


Перед уроком 4-м учащимся даются на дом индивидуальные карточки («секрет» для остальных детей) с заданием выучить текст. Дети будут исполнять роли сказочника и гномиков.


Задачи.


1. Научить детей рисовать медведя.


2. Расширять знания учащихся по природове­дению:


а) о «корабле пустыни» — верблюде,


б) о том, как зимуют ёж и медведь.
3. Развивать любознательность.


4. Воспитывать интерес к уроку как форме познания окружающего мира.


Оборудование. Портреты художников И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, К. А. Савицкого; репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»; таблички, иллюстрирующие поэтапное изображение медведя; фотографии медведя, ежа, верблюда; кол­паки сказочника и гномов.


 


ХОД УРОКА.



  1. 1.      Путешествие в сказку. В гостях у гномов.


Учитель:


Давайте оглянемся с вами вокруг.


Конечно, природа — чудесный наш друг.


Сегодня же с вами мы, дети,


Портрет нарисуем медведя.


 


Сказочник:


В далеком, далеком лесу, в крошечной избушке жили три гнома: Гриша, Миша и Ваня. Однажды они сели рисовать медведя.


Гриша:


Я знаю, медведь похож на ежа.


Миша:


Что ты! Он вовсе не похож на ежа. Он такой же, как верблюд. И я тебе это могу доказать.


Гриша:


А я могу доказать, что медведь похож на ежа! Вот послушай.


Учитель:


Мы прервем сказку и попробуем доказать, в чем гномики нашли сходство медведя с ежом и верблю­дом. Как вы считаете? (Ответы детей с опорой на рисунки животных.)


Учитель:


Так считаете вы, а теперь послушаем сказку.


Гриша (продолжает):


Медведь спит зимой? Спит. И ёж спит. Правда, ёж – ещё больший соня. Медведь проводит в своей берлоге 6 месяцев, а ёж и того больше: он спит в своём убежище из вороха листьев 7 с половиной месяцев.


Миша:


Согласен, что своей любовью ко сну медведь по­хож на ежа. Но своей выносливостью и умением накапливать запасы в собственном организме он похож на верблюда, о котором говорят:


Он может неделю


Не есть ничего:


Кладовочка есть


     На спине у него.


Мне даже кажется, что медведь более выносливый. Верблюд может выпить сразу 250 литров воды, откладывает запасы в горбах и идет по пустыне далеко-далеко. И всё это время может обходиться без еды, а медведь во время спячки голодает 6 месяцев (полгода)!


Учитель:


Ребята, а что вы можете рассказать о медведице? (Ответы детей.)


Учитель резюмирует:


Действительно, медведица не только сама зимует за счет своих запасов жира, но выкармливает 1-3 детёнышей.


Ваня:


Ой, если следовать всем этим рассуждениям, можно говорить о том, что медведи похожи на рыб, черепах, змей, крокодилов, раков, осьминогов, которые могут месяцами ничего не есть. А некоторые актинии, содержащиеся в аквариумах, ничего не едят по 2-3 года. По-моему, здесь спор идет не о том. А как вы, ребята, считаете? (Ответы детей.)


Ваня:


Совершенно верно. Мы говорили о повадках жи­вотных, о том, как приспосабливаются они к различ­ным условиям обитания. А хотим писать портрет медведя. Значит, должны говорить о его внешнем виде.


Учитель:


А у какого художника мы может поучиться изо­бражению медведя? (Ответы детей).


Иван Иванович Шишкин очень любил природу и свой талант посвятил ей. Какие вы знаете картины художника? (Кисти И. И. Шишкина принадлежали картины «Корабельная роща», «Рожь», «Дубовая роща».)


Что чаще всего изображено на его полотнах? (Природа, деревья.) Художник Иван Николаевич Крамской называл Шишкина лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.


Одна из наиболее известных картин автора — «Утро в сосновом бору». Чем она выделяется из ряда других работ И. И. Шишкина? Опишите её подробнее.


Художник противопоставил старые, рухнувшие стволы деревьев молодым, старую медведицу – недавно родившимся медвежатам. В картине прочитывается мотив естественного круговорота в природе, смены поколений. 


Медведи на этом полотне написаны Константином Аполлоновичем  Савицким. Мы тоже будем рисовать медведя.


Давайте составим словесный портрет медведя, которого хотим изобразить.


Этот зверь крупный или мелкий?


Какая у него шерсть?


Как посажена голова на его теле?


Какие у медведя лапы?


Есть ли хвост?


Опишите подробнее его голову.


Промежуточный итог урока: мы занимались словесным описанием внешности медведя. Теперь будем писать его портрет красками.



  1. 2.    Физминутка. (Свободные движения, имитирующие походку медведя под декламацию известного учащимся стихотворения.)


Мишка косолапый


По лесу идёт,


Шишки собирает,


Песенку поёт


Вдруг упала шишка


Прямо мишке в лоб


Мишка рассердился


И ногою – топ!


Физминутка может завершиться  воспроизведением рычания зверя (детям это нравится, они избавляются от отрицательной энергии.)


 


 


Рис. 3.



  1. 3.      Поэтапное изображение медведя. (Рис. 3.)


Рекомендации учителя. Рисуем овал, приподнимая его с одной стороны (туловище с холкой), рядом кругом намечаем голову. Соединяем голову с туловищем. Обратите внимание на плавный переход линий. Теперь остается на­метить нос, ухо, лапы – и можно приступать к работе красками. Краски можно накладывать многослойно или работать в технике «по мокрому», тогда медведь получится более пушистым.


Итог урока: Понравилось ли вам в гостях у гномов? Почему это знакомство было полезным?


 


Ребятам нравятся такие уроки, и они с интересом готовятся к любому внеклассному мероприятию на эти же темы, с удовольствием выпускают стенгазеты, для которых собирают множество загадок, стихов, рисунков.


Так, на уроках природоведения учу ребят искать и находить в природных процессах причинно-следственные связи и систематизировать исследуемое. На предложение назвать признаки осени мои малыши стараются ответить последовательно, что солнце не так сильно обогревает почву, сильнее дует ветер, чаще выпадают осадки, от изменения температуры почвы и воздуха зависит состояние растительного покрова, от него, в свою очередь, зависит жизнь насекомых. С их исчезновением у птиц пропадает корм, они улетают на юг; от состояния растительности зависит жизнь грызунов, а от этого в прямой зависимости и условия жизни хищников (рис. 1). На многих уроках природоведения стремлюсь показать, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено: работа каждого организма зависит от работы отдельных органов; привезённые в Австралию кролики уничтожили целые плантации культурных растений, так как не имели там природного врага; колорадский жук, привезенный к нам из Америки вместе с картофелем, по той же причине стал бичом наших полей и огородов. В природе нет ничего абсолютно полезного и абсолютно вредного. Яркий пример тому – кукушка. Также волки и вороны приносят вред (какой?) и пользу (какую?), поэтому человеку при­ходится очень аккуратно регулировать их численность.


Привыкая к определённой направленности всех моих уроков природоведения, ребята интересуются:


– А горизонт нужно рассматривать относительно чего?


– А почему синичек у нашей кормушки нет летом?


– Почему ласточки перед дождём низко летают над землёй, а воробьи нет?


– Почему у клестов птенцы рождаются зимой, а у многих других представителей фауны весной или летом?


– Почему после дождя на дороге можно увидеть червей, которых в сухую погоду не видно?


Такие вопросы учащихся — убедительное доказательство того, что их интересуют не только факты из жизни отдельных особей в животном и растительном мире, но и взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений в природе. Если вопрос задан на перемене, я обязательно озвучиваю его в классе, и ребята, размышляя, отвечают правильно. Это меня радует. Цель достигнута. Это и есть развивающее обучение на уроках приро­доведения.


 


 


 


 


 






* Н. С. Коваль, Л. К. Нарочная. «Природоведение», учебник для 3 класса 4-летней начальной школы, К., «Радянська школа», 1988 г.



Картина дня

наверх