На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Научим наших детей читать. Часть 4. ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ окончание

 

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Продолжаем говорить о поэзии. Начало разговора было здесь и здесь

 

В последней части разговора о поэтическом детском литературном образовании обсудим самое важное и самое сложное.  Начну с того, что процитирую существенный для меня комментарий Марины И:

«Мы с детьми начинали с простейшего - раз-два-три-четыре-пять вышел зайчик погулять, по дороге на прогулку предложила им пару других вариантов прогуливающихся зверюг, и они с азартом подхватили - перебрали уток, кошек с котиками, пёсиков, козликов, кроликов, дядь, теть, месяц, солнце, дождик и т.д. потом заметили сами обязательное чередование ударных-безударных слогов и начали строчку менять - петушок-бегемот-носорог пошел гулять, медвежонок-поросенок шел гулять, вышла муха-пчелка-птичка полетать. Главное, что ритм уловили. Потом перешли к чистоговоркам - чу-чу-чу-чу очень громко я кричу, на ракете я лечу, на машине прокачу, ра-ра-ра-ра начинается игра, нам гулять идти пора, будем спать мы до утра и т.д.»

Понимаете, откуда все эти забавные «ра-ра-ра» и зачем они нужны? Смысл фраз может и не улавливаться, а ритмическая основа уже есть – это и есть основа поэзии – звучащее слово, ритм, поющая природа языка. Мы – звуковая цивилизация.

Представьте, что вам перессказали "Евгения Онегина"... "своими словами". Будет ли при этом передано содержание? Вряд ли. Получается, что смысл этого произведения ещё и в его поэтической форме, а не просто в сюжетной линии.

Развить в детях ощущение ритма – это не просто обучить их «рифмоплётству». Ритмами пронизана  Вселенная. Ритмы в атмосфере Земли породили Звук. Не случайно во все времена поэтов считали стоящими где-то рядом с Богом. «Поэт в России больше, чем поэт», впрочем не только в России. Перечитайте пушкинского «Пророка» - на каком уровне Поэт проходит подготовку )).

Природные звуки и ритмы человек встречает повсюду: в каждом взмахе крылышка пчелы, в каждом восходе Солнца, в каждом звуке… Рискну дать такое определение: поэзия – отражение ритмической волновой природы мира средствами языка.

Будем учиться вслушиваться в звуки и ритмы Вселенной )).

 

Задание для детей и родителей. Вот известный урок поэзии от Ринаты Мухи:

       Ужаленный уж

  Бывают в жизни чудеса -
  Ужа ужалила Оса.
  Ужалила его в живот,
  Ужу ужасно больно.
  В о т.
  А доктор Ёж сказал Ужу:
  "Я ничего не нахожу,
  Но все же, думается мне,
  Вам лучше ползать
  На спине,
  Пока живот не заживёт.
  Вот.

Прочтите ребёнку это стихотворение и спросите - кого мы тут постоянно слышим? Верно – это всё оса жужжит. Поэтому и читать стихотворение вдвойне интересно – оно само рассказывает о своих героях.  Если протянем вопрос «Почему-у-у» -  услышим корову. Но с этим же «у-у-у…» можно повыть по-волчьи. Представлете такой диалог коровы с волком, в стихах?

Ну, а если «ра-ра-ра, ра-ра-ра» - это Солнце встаёт и веселится детвора, разве не ясно?

 

Задание. Попробуйте написать короткое звучащее стихотворение, достаточно одного двустишья, на выбор (либо сами задайте тему):

  • мычащее;
  • шипящее;
  • грохочущее;
  • квакающее;
  • рычащее;
  • крякающее;
  • звенящее
  • ноющее;
  • стучащее;
  • каркающее;
  • хрюкающее,
  • свистящее;
  • хохочущее;
  • мурлыкающее;
  • скребущее;
  • шуршащее;
  • грызущее;
  • … а молчащее получится? )))

  Думаете, это сложно? Просто попробуйте составить фразу, содержащую нужный звук. Какой звук, например, «рычит»? Понятно – р-р-р. Какое слово может порычать? Их десятки! Берём первое пришедшее на язык:

 Научиться бы р-р-рычать! -

 Мне сказал котёнок, -

 Мне бы только р-р-раз начать -

 Буду как тигррррёнок!

 

Хорошо получилось? И произношение «р» потренируем заодно!

В комментарии предлагаю бросать и свои пробы, и любые другие «звучащие» стихи, которые вспомните.

Картина дня

наверх