ЗАДАЧА
Сделать с детьми тряпичных человечков (кукол) и поиграть с ними
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Берем две полоски ткани. Примерные размеры 8*20 см и 8*40 см. Ткань должна быть не скользкой (хб, лён и т.п.) и однотонной, чтобы на ней потом можно было рисовать.
Совмещаем полоски серединами и складываем пополам.
В месте перегиба полосок у человечка будет голова. Короткая полоска будет руками. Длинная полоска - ноги и туловище.Обматываем полоски ткани ленточкой на расстоянии 2-2.5 см от места перегиба и делаем на ленточке узел - формируем голову и шею. Обматываем полоски ткани ленточкой на расстоянии 5-7 см шеи - формируем туловище.
Обматываем ленточкой концы полосок - формируем концы рук и ног. Простейшая кукла готова. Получается просто и приятно на ощупь.
Дальше начинаются вариации:
- Человечка можно одеть, как мужчину или как женщину.
- Можно сделать юбку из куска ткани или обрезка цветного носка (надевается на фигурку как трубка).
- Из кусков ткани и разноцветных лент можно делать пиджаки, шарфы, пояса. Или, к примеру, пончо.
- Из фольги можно сделать латы или скафандр.
- Лицо можно раскрасить фломастерами или расшить нитками.
- Из пучка шерстяных ниток можно сделать волосы.
- В качестве глаз можно пришить небольшие пуговицы.
Вариантов много. Подумайте вместе с детьми, что еще можно сделать.
НЮАНСЫ
Чтобы кукла была долговечнее, рекомендуем места стяжки прошить парой стежков. Без этого они могут развязаться или сползти. Шить лучше после того, как фигурка готова целиком и ребенок подержал ее в руках.
Полезно сделать несколько человечков и играть с ними вместе.
Кстати, подобную куклу можно сделать из соломы, пучка шерстяных ниток и еще много из чего.
ГЛАВНОЕ - РАДОСТЬ
Нет задачи, чтобы ребенок сделал все сам. Главное, чтобы он получил радость от процесса. Если ему будет радостно - он сам всему научится. Если почувствует давление - замкнется и больше не захочет заниматься.
Предлагайте ребенку делать разные операции: резать полоски, обматывать, завязывать узлы, шить, рисовать. Что у ребенка получается - давайте ему довести до конца. Что не получается - делайте вместе или сделайте сами.
Учитывайте, что многие операции для детей сначала сложны. Например, им сложно вязать узлы. Но интересно.
ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЯ
Техническая подготовка:
Заранее подготовьте, пожалуйста материалы и инструмент. Вам понадобится:
- Нескользкая светлая однотонная ткань (хб, лен и т.п.);
- Узкие ленточки для перевязки (лучше, несколько разных, от 4 мм и шире);
- Разные ткани и / или фольга для украшений;
- Фломастеры (лучше берите яркие цвета - светло синий, зеленый, оранжевый);
- Иголка и нитки;
- Ножницы;
- Бумага, карандаши, стёрка.
Информационная подготовка:
Полезно провести занятие с какой-либо озвучкой: кукла может танцевать, ходить под марш, красться под шум леса.
Подберите заранее музыку и звуки, которые будете применять во время игры. Кстати, это может оказаться хорошим поводом познакомить ребенка с классической музыкой и связать с ней положительные эмоции.
Организационная подготовка:
Догворитесь с детьми, что будете делать с ними игрушки. Сообщите, что будете делать фигурки (куклы) человечков.
Обсудите - кого дети хотели бы сделать: мужчин или женщин, каких профессий и т.п. Подумайте, какие дополнительные материалы могут Вам понадобиться и подготовьте их.
Подумайте, что может пригодиться при игре. Например, из чего можно сделать домик, кроватку, одеяло и т.п. Подготовьте необходимое.
ЗАНЯТИЕ
Этапы занятия
- Придумываем игрушку;
- Рисуем игрушку;
- Обсуждаем рисунки;
- Делаем игрушку;
- Обсуждаем игрушку и думаем, как с ней играть;
- Играем и сочиняем сказку;
- Подводим итоги.
1 этап: Придумываем игрушку
Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.
Отрежьте две полоски ткани. Попробуйте вместе с детьми их поскладывать в пробраз желаемой фигуры. Обсудите, где будет голова, руки, ноги, как их можно стягивать ленточками и т.п.
Процесс диалога лучше снимать на видео и запись потом показывать детям. Разговор "на камеру" хорошо развивает речь, а дальнейший просмотр доставляет радость.
2 этап: Рисуем игрушку
Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: нарисовать человечка, которого будем делать. Старайтесь использовать яркие цветные карандаши, чтобы рисунок был красивым и разноцветным.
Если ребенок берется рисовать сам – не мешайте, пока он не остановится. Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например – общий контур куклы.
Обсудите с детьми: где и какие детали нужны. Дайте детям нарисовать эти детали.
Попросите детей написать названия каких-то частей рисунка. Если они не умеют писать - напишите текст за них. Или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе. От надписей поставьте стрелочки к описываемым частям.
3 этап: Обсуждаем рисунки
Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:
- Какие части нарисованы?
- Как они будут соединяться?
- Что написано? и т.п.
В процессе, сравнивайте рисунок и будущие элементы игрушки. Важно, чтобы дети подробно рассказали про свой рисунок и связали его техникой изготовления.
4 этап: Делаем игрушку
Как придумали вместе с детьми, так и делайте :-).
Максимум операций давайте выполнить детям. На себя берите то, что им заведомо сложно или опасно. Например - шитье ниткой и иголкой или завязывание узлов.
Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сам. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.
Давайте детям подержать в руках сложные и опасные инструменты. Обсуждайте - как ими действовать безопасно.
На каждом этапе изготовления останавливайтесь и обсуждайте результат:
- Давайте детям подержать заготовку в руках, посмотреть ее.
- Давайте потрогать места крепления, разреза и т.п.
Обязательно называйте каждый применяемый материал и инструмент - важно, чтобы дети это запоминали.
Когда базовая кукла будет готова, дайте детям ее раскраситьВместе подумайте, как можно сделать ей дополнительную одежду и детали. Что придумали - сделайте.
5 этап: Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть
Придумайте кукле имя.
Обсудите с детьми, как играть с куклой и что для этого нужно и что для этого нужно.
Обсудите, что может делать кукла:
- Ходить
- Спать
- Танцевать
- Играть
- Летать на космическом корабле
- Жить в домике и т.п.
Подумайте, с какими имеющимися игрушками кукла может взаимодействовать: лошадки, собачки, другие куклы...
Обсудите с детьми сказку про игрушку:
- Какие персонажи будут в сказке?
- Где будут происходить события?
- О чем мечтают герои событий, к чему они стремятся?
- Что может происходить в сказке?
6 этап: Играем и сочиняем сказку
Поиграйте с детьми. То, что происходит, озвучивайте как сказку.
В процессе давайте детям говорить за персонажей. Создавайте различные ситуации и давайте детям придумать - что произойдет дальше.
Процесс лучше снимать на видео, чтобы дети потом посмотрели, что у них получилось.
7 этап: Подводим итоги:Обсудите с детьми занятие
Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают".
Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали. Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие. Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.
Задавайте уточняющие вопросы:
- Что было самым интересным?
- Что было самым радостным?Что было непонятно?
- Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.
После занятия дайте детям самим поиграть со сделанной игрушкой (или игрушками).
ИСТОРИЯ КУРСА
Итоги первого задания Всем смотреть. По мне - это прекрасно.