На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Научим наших детей читать. Часть 5. ДОМАШНИЙ ТЕАТР

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Часть 5. Домашний театр, от 3 лет и старше

Одной из самых богатых форм работы с текстом является театрализация литературного материала. Чтение в лицах, проведение небольших театрализованных семейных вечеров, семейные театры – всё это зародилось и активно распространялось в отечественной культуре ещё в XVIII веке.

Организовать театр в семье не так уж и сложно. Исходные принципы, близкие нам по духу: никакого сложного реквизита (по крайней мере – в начале), роли учим только по необходимости, больше импровизируем, по возможности удерживая линию «сценария». Тем более, что многие тексты («Теремок», «Репка»…) легко учатся и вполне допускают вольные трактовки. На первых порах лучше ставить что-то простенькое, всем известное, но допускающее различные весёлые вариации. Можно осваивать народные сказки, басни, короткие забавные диалоги, не требующие навыка заучивания больших текстов.

 

Что ставить конкретно?

Ориентируйтесь на возраст участников и их интересы.  Обычно в «оживлении» русских народных сказок в режиме лёгкой импровизации с радостью участвуют  взрослые и дети любого возраста. Хорошо идут басни – и запоминаются легко, и обыгрывать интересно. Можно обыгрывать детские стихи. Вот один из возможных стартовых текстов на двоих, обкатанных на ребятах 7-10 лет (стихи О.Григорьева):

  - Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждёшь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну, я пошёл домой.

  Всё это выучивается наизусть за минуту, просто по ходу постановки. Приветствуются весёлые импровизации, а по необходимости – и отклонения от «сценария». Смыслы из таких текстов обычно извлекаются ребятами без затруднений.  Вот ещё стихотворение того же автора, подходящее для домашнего театра:

 Я нёс домой
Кулёк конфет.

 А тут навстречу мне
Сосед.
Снял берет:
- О! Привет!
Что несёшь?
- Кулёк конфет.
- Как - конфет?
- Так - конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота,
И не надо...
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо,
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту...
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та...
Больше нет?
- Больше нет.
- Ну, привет.
- Ну, привет…

  Здесь текста уже чуть больше, для уверенности придётся разок повторить. А если кто забудет слова – велика ли проблема? Есть кому напомнить! Работаем под суфлёра!

 Главное – самим включить то, что называется творческим настроем. Вы хотите поставить «Ворону и лисицу», но нет под рукой кукольной вороны? А лягушка есть? Отлично:

 Лягушке где-то Бог

 Послал кусочек сыра.

 Под ель лягушка забралась…

 Не беспокойтесь за И.А.Крылова и оригинал басни – после постановки дети уже с большим интересом прочтут – а как там на самом деле сказано.

 

Как начать работу?

Рекомендуем в начале работы образовать вместе с детьми круг и в течение 10 -15 минут произвести творческую настройку (если вас в семье трое – организуйте «треугольник»).  Для этого существует ряд интересных упражнений:

  • Организовать тишину и послушать звуки вокруг вас, выделить звуки из «малого круга» (это вы), «среднего» – комната, и «большого» - вне дома, т.е. все звуки за окном. Вопрос: «Сколько звуков кто услышал и из какого круга внимания?» Такое упражнение помогает сосредоточиться.
  • Передать друг другу воображаемый предмет – например, пушинку (или кирпич). Это тренировка воображения.
  • Внимание! Кто назовёт все предметы в этой комнате, названия которых начинаются с буквы «С»? Это тренировка активного внимания.
  • Закрыли глаза. Назовите, кто во что одет. Или – какие предметы в этой комнате зелёного цвета? Тренировка внимания.
  • Волна. Примерно такая, какую запускают болельщики на стадионе. Задача каждого участника – гармонично повторить дошедшую до него форму волны (движение руками).  Тренировка согласованного действия.
  • Посчитаться не по кругу – каждый участник вразброс называет свой порядковый номер, не договариваясь о том, кто начнёт и кто продолжит: «Первый!», «Второй!», «Третий!»…. Обычно, чтобы досчитать даже до седьмого или десятого номера, требуется не менее 5-10 попыток – ведь после любого сбоя надо начинать сначала. Но слаженные коллективы справляются быстрее. Это тренировка взаимодействия.
  • Воображаемый предмет. Пример. Берите в руки воображаемую иглу и попробуйте заштопать воображаемую брешь в штанах, поставить заплатку. Развитие воображения.
  • Воображаемый предмет. Попробуйте действовать (по очереди) воображаемым инструментом – плоскогубцами, ножовкой, лобзиком, отвёрткой, рубанком… Один «загадывает», а остальные участники отгадывают инструмент или вид работы. Аналогично можно загадывать еду или книгу (отгадать какую книгу читает).
  • Разговор без слов. Объясните жестами своему другу, что сегодня вы никак не можете пойти в кино, потому что к вам неожиданно приехали родственники. Ваш партнёр должен вас понять и переубедить. Составляйте задания самостоятельно. Отработка «языка тела».
  • Составление рассказа. Каждый по кругу говорит без подготовки одно предложение. Следующий подхватывает и продолжает. Не затягивайте, достаточно короткого рассказа. Но нужна внятная концовка. Развитие речи (потом будет легче писать сочинения).
  • Фотография. Любой желающий начинает композицию – выходит и замирает в определённой позе, обозначающей какое-то действие. К нему выходит второй и пристраивается, то есть он должен понять, что делает первый и дополнить сцену. Потом выходит третий, четвёртый, пока не закончатся участники. Затем, начиная с последнего, все рассказывают – кто что делал на самом деле.
  • Неожиданное обращение. Это упражнение для более опытных бойцов. Любой желающий выходит в круг (как бы на сцену) и начинает молча действовать. Он может делать первое, что приходит в голову, например показывает, что он подметает пол. Любой второй участник выходит и строит по отношению к первому неожиданное высказывание, любой бред, скажем: «Бабушка, почему вы подметаете Красную площадь ружьём?» Отвечать надо быстро, причем ответы типа «Я не бабушка» или «Это не ружьё» не принимаются. Надо импровизировать на ходу, скажем: «Ой, внучек, сама уж намаялась, вот такие мётлы теперь у нас выдают».  Формирование навыка импровизации.

 

 Начало получаться?

 Теперь берёмся за оформление сцены. Делаем декорации, занавес (покрывало вполне сойдёт), на что фантазии хватит. О том, как вместе с детьми делать игрушки, мы уже писали раньше. Сейчас вы можете сделать даже домашний кукольный театр.

 У вас ещё есть свободные руки? А кто будет подбирать и вовремя включать музыку? А кто выключит в начале спектакля общий свет и направит на сцену настольную лампу? Кто будет придумывать и шить костюмы? Ну конечно же, всё здесь делается совместными усилиями, распределение обязанностей и ролей бывает весьма условным.

 

Ещё буквально капелька теории... и вы готовы

 В чём смысл организации домашнего театра?

 Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра как специфического вида искусства, сколько в модели мира и жизни. Осваивая, осознавая грани этой модели, ребёнок может полноценно выстраивать свой собственный образ, своё поведение и способ мышления.  

 Театральная педагогика – это не изобразительное искусство, не обучение актёрскому мастерству, прежде всего это исследование мира и исследование самих себя, наших взаимоотношений, чувств и мыслей. Семейный театр – это  воображение и творчество, игра и самостроительство. Это именно то содержание, которое выхолащивается егэ-ориентированной системой обучения.

 А кроме того, «игра в театр» - это прекрасная возможность познакомить детей с культурными текстами, от народных сказок - до современной литературы. Если понравится – тексты сами будут проситься на «сцену». Играйте «митрофанушек» и «собакевичей»  - на уроках литературы вашим ребятам станет гораздо интересней!

 

 А теперь главное

 Не откладывая в долгий ящик, снимите ваш первый опыт на камеру, пришлите запись – мы поможем разместить. Справитесь?

 Размещаем одно из наших клубных занятий, снятых в прошлом году. Вот такое баловство устроили в режиме полной импровизации:

Картина дня

наверх