На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Научим наших детей читать. Часть 7 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Наконец, мы подходим к главной задаче, ради которой всё и затевалось. Мы уверены, что самое вкусное - не просто научить читать, и даже не просто заразить любовью к чтению, а воспитать в человеке Творца, укрепить уверенность в собственных силах к литературному творчеству. Грамотный читатель - это человек, который и сам может грмотно и выразительно писать.

Эта часть будет короткая. Ведь по сути мы уже раскрыли всё, что необходимо для литературного образования наших детей.

 

Часть 7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Здесь, как и в других задачах, мы остаёмся "целостниками". Литературное творчество ставится не в рамках литературы (так рождаются графоманы). Литературное творчество ставится на базе широкого кругозора, понимания действительности, осознанной системы ценностей.

Кто и что может научить ребёнка по-настоящему писать? Родители? Хороший учитель литературы? Мастер, писатель?

Для начала скажу пару взаимо дополняющих банальностей:

1) Творческого человека создаёт "атмосфера творчества", а не специальные учебные занятия (они - лишь надстойка, помощь).

2) Каждый ребёнок от Природы создан Творцом (это качество система образования тщательно выхолащивает).

Вчера поздно вечером две моих внучки (4 и 6 лет) строили в песке домик для крота. Младшая подбегает: "Рулетку никто не видел"?  Взяла рулетку и пошла замерять проходы. А старшая ей фонарём светит. Обе в трусах.

Диалоги:
- Сколько?
- Тридцать.
 - Понятно.
 - А в вышину?
- Тридцать восемь.
 - Отдыхаем.
Через 5 секунд.
- Копаем дальше.

Что ещё требуется, чтобы научить этих детей творить? )))

Минимум: а) не отбить тягу к познанию; б) не отбить способность к самоорганизации; в) не отбить вкус к творчеству и созиданию.

Для ребят, воспитанных вне атмосферы творчества, нужна длительная раскачка, иногда - продолжительностью до года. Не буду повторяться - смотрите предыдущие шесть частей статьи. Для остальных важно не загубить "то, что есть".

Общая рекомендация - расширяйте границы форм. Не стоит превращать процесс творчества в рутину по обучению технике написания "сочинений". Это самое глупое, что придумано в массовой школе.

Как выглядит курс литературного творчества в средней школе? Точнее - как бы он мог выглядеть при другом руководстве Минобраза...

Во-первых, обращаюсь к старшему поколению, к тем, кто ещё помнит каким было советское образование в 50-60 гг. Большинству учащихся было достаточно 7 классов обучения, чтобы стать грамотными людьми. Уровень математической грамотности был на уровне 80% (сейчас менее 3%), уровень "языковой" грамотности - не ниже (сейчас - менее 2%). Это говорит о том, что в масштабах страны (а в условиях семейного или частного обучения - тем более) реально решить задачу грамотности за 7 лет обучения на высоком уровне.

Программа русского языка должна быть полностью и качественно освоена к концу 7 класса. Если за 7 лет всё ещё не научили ребёнка писать на РОДНОМ ЯЗЫКЕ - то чем тогда эти 7 лет занимались?! И стоит ли продолжать до 11 класса валять дурака?

Далее, по мере решения этой задачи в 7 и 8 классе, начинается предмет "Художественное творчество". Этот предмет организуется из часов, отведённых сегодня на предметы - русский язык, литература, ИЗО, музыка, МХК, возможно и технология. И получаем два года ежедневной практики художественного творчества на различном материале - от издания своей книги - до съёмки фильма, от совместной постановки "Ревизора" - до создания и постановки своей собственной пьесы, не хуже, чем у Гоголя )). 

Важная часть художественного образования - разбор образцов культуры. Как обучают в хороших театральных институтах, на режиссёрских курсах, институтах кинематографии? Вот большой список фильмов, мировая классика. Смотрим каждый фильм- выделяем смыслы, осваиваем формы и жанры. Вот пьеса - смотрим, выделяем смыслы, осваиваем формы и жанры. Вот книга - выделяем смыслы, осваиваем формы и жарны. Это большая, регулярная и необходимая работа. Но это ещё не товорчество. Это освоение рамки культуры - того, что создано до тебя.

Где в сегодняшней массовой школе место под творчество? Получил задание - выполнил - получил оценку. Если отнёсся к заданию "творчески" - оценка, скорее всего, будет снижена. Мы с Игорем Скирневским спрашивали московских 9-классников - "Что вам удалось сотворить за все годы обучения в школе?" Они долго думали, затем вспомнили два случая: написали компьютерную программу и однажды организовали праздник. Всё. Весь творческий потенциал в двух микрособытиях. Тоска! А педагоги убеждены, что обучают творчеству...

Из школьной жизни должно уйти невнятное слово "сочинение". Что значит - написать школьное сочинение? Какую ценность имеют школьные сочинения? Кто по жизни читает эти сочинения? Мы хотим читать хорошую и разнообразную литературу или эти "сочинения на заданную тему"? Учащиеся могут осваивать два года не этот школярский уровень, а уровень настоящего творчества, создавая не "сочинения", а драмы, комедии, романсы, новеллы, фельетоны, сценарии фильмов, приключенческие романы, фантастические рассказы, да хоть комиксы, если совсем плохо с воображением )))...  И переходить в 10 класс с приличным опытом индивидуального и коллективного созидания, что даст им возможность точного самоопределения в специальности.

Вопросы есть?

Эту статью я в порядке исключения оставляю без "домашнего задания". Задания нам даёт сама жизнь. Если есть такая ценность - воспитать своих детей в духе созидания и творчества, мы будем искать практические решения. Если нет - побредём вслед за Минобразом воспитывать грамотного потребителя...


Картина дня

наверх