Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Основная статья: Чтение

Научим наших детей читать. Часть 7 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Наконец, мы подходим к главной задаче, ради которой всё и затевалось. Мы уверены, что самое вкусное - не просто научить читать, и даже не просто заразить любовью к чтению, а воспитать в человеке Творца, укрепить уверенность в собственных силах к литературному творчеству. Грамотный читатель - это человек, который и сам может грмотно и выразительно писать.

Эта часть будет короткая. Ведь по сути мы уже раскрыли всё, что необходимо для литературного образования наших детей.

 

Часть 7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Здесь, как и в других задачах, мы остаёмся "целостниками". Литературное творчество ставится не в рамках литературы (так рождаются графоманы). Литературное творчество ставится на базе широкого кругозора, понимания действительности, осознанной системы ценностей.

Кто и что может научить ребёнка по-настоящему писать? Родители? Хороший учитель литературы? Мастер, писатель?

Для начала скажу пару взаимо дополняющих банальностей:

1) Творческого человека создаёт "атмосфера творчества", а не специальные учебные занятия (они - лишь надстойка, помощь).

2) Каждый ребёнок от Природы создан Творцом (это качество система образования тщательно выхолащивает).

Вчера поздно вечером две моих внучки (4 и 6 лет) строили в песке домик для крота. Младшая подбегает: "Рулетку никто не видел"?  Взяла рулетку и пошла замерять проходы. А старшая ей фонарём светит. Обе в трусах.

Диалоги:
- Сколько?
- Тридцать.
 - Понятно.
 - А в вышину?
- Тридцать восемь.
 - Отдыхаем.
Через 5 секунд.
- Копаем дальше.

Что ещё требуется, чтобы научить этих детей творить? )))

Минимум: а) не отбить тягу к познанию; б) не отбить способность к самоорганизации; в) не отбить вкус к творчеству и созиданию.

Для ребят, воспитанных вне атмосферы творчества, нужна длительная раскачка, иногда - продолжительностью до года. Не буду повторяться - смотрите предыдущие шесть частей статьи. Для остальных важно не загубить "то, что есть".

Общая рекомендация - расширяйте границы форм. Не стоит превращать процесс творчества в рутину по обучению технике написания "сочинений". Это самое глупое, что придумано в массовой школе.

Как выглядит курс литературного творчества в средней школе? Точнее - как бы он мог выглядеть при другом руководстве Минобраза...

Во-первых, обращаюсь к старшему поколению, к тем, кто ещё помнит каким было советское образование в 50-60 гг. Большинству учащихся было достаточно 7 классов обучения, чтобы стать грамотными людьми. Уровень математической грамотности был на уровне 80% (сейчас менее 3%), уровень "языковой" грамотности - не ниже (сейчас - менее 2%). Это говорит о том, что в масштабах страны (а в условиях семейного или частного обучения - тем более) реально решить задачу грамотности за 7 лет обучения на высоком уровне.

Программа русского языка должна быть полностью и качественно освоена к концу 7 класса. Если за 7 лет всё ещё не научили ребёнка писать на РОДНОМ ЯЗЫКЕ - то чем тогда эти 7 лет занимались?! И стоит ли продолжать до 11 класса валять дурака?

Далее, по мере решения этой задачи в 7 и 8 классе, начинается предмет "Художественное творчество". Этот предмет организуется из часов, отведённых сегодня на предметы - русский язык, литература, ИЗО, музыка, МХК, возможно и технология. И получаем два года ежедневной практики художественного творчества на различном материале - от издания своей книги - до съёмки фильма, от совместной постановки "Ревизора" - до создания и постановки своей собственной пьесы, не хуже, чем у Гоголя )). 

Важная часть художественного образования - разбор образцов культуры. Как обучают в хороших театральных институтах, на режиссёрских курсах, институтах кинематографии? Вот большой список фильмов, мировая классика. Смотрим каждый фильм- выделяем смыслы, осваиваем формы и жанры. Вот пьеса - смотрим, выделяем смыслы, осваиваем формы и жанры. Вот книга - выделяем смыслы, осваиваем формы и жарны. Это большая, регулярная и необходимая работа. Но это ещё не товорчество. Это освоение рамки культуры - того, что создано до тебя.

Где в сегодняшней массовой школе место под творчество? Получил задание - выполнил - получил оценку. Если отнёсся к заданию "творчески" - оценка, скорее всего, будет снижена. Мы с Игорем Скирневским спрашивали московских 9-классников - "Что вам удалось сотворить за все годы обучения в школе?" Они долго думали, затем вспомнили два случая: написали компьютерную программу и однажды организовали праздник. Всё. Весь творческий потенциал в двух микрособытиях. Тоска! А педагоги убеждены, что обучают творчеству...

Из школьной жизни должно уйти невнятное слово "сочинение". Что значит - написать школьное сочинение? Какую ценность имеют школьные сочинения? Кто по жизни читает эти сочинения? Мы хотим читать хорошую и разнообразную литературу или эти "сочинения на заданную тему"? Учащиеся могут осваивать два года не этот школярский уровень, а уровень настоящего творчества, создавая не "сочинения", а драмы, комедии, романсы, новеллы, фельетоны, сценарии фильмов, приключенческие романы, фантастические рассказы, да хоть комиксы, если совсем плохо с воображением )))...  И переходить в 10 класс с приличным опытом индивидуального и коллективного созидания, что даст им возможность точного самоопределения в специальности.

Вопросы есть?

Эту статью я в порядке исключения оставляю без "домашнего задания". Задания нам даёт сама жизнь. Если есть такая ценность - воспитать своих детей в духе созидания и творчества, мы будем искать практические решения. Если нет - побредём вслед за Минобразом воспитывать грамотного потребителя...



Анатолий Сторожев 6 май 13, 08:57
+11 4

Научим наших детей читать. Часть 6. ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ окончание

http://l4b.s3.amazonaws.com/public/bookimages/8bb93d3e7d460421f82e3db96a38fb5d32856d162e5bb5b429537099f3766c85-107592.jpg

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
   
1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Коллеги! У нас есть выверенная и обкатанная программа по обучению осмысленному чтению. Цель программы - выработать с учеником ясный и простой инструмент понимания текста - любого, в принципе, от текста математической задачи до философского или литературного произведения. Это то, чему не успевают научить на уроках литературы.

По этой программе мы обучали детей возраста от 7 до 14 лет изымать смыслы хоть из нашей любимой "Косточки", хоть из басен И.А.Крылова, хоть из диалогов Платона, хоть из выступлений политических лидеров.

Я попробую "на пальцах" объяснить как мы действовали, понимая, что отрабатывать навык понимания лучше в очной семинарской работе, тут и вебинары наши не помогут, слишком всё запущено. И всё же попробуем, раз уж взялись ;-)

Итак...

 

Методическая схема работы с текстом (упрощенный вариант):

1 шаг. Читаем текст.

Удерживаем  сюжетную линию в форме знаковой конструкции (схемы событий, цепочки рассуждений и т.п.). Необходимо разбить текст на фрагменты, смысловые единицы и зафиксировать их в виде рисунка, схемы, графика (в зависимости от характера текста подбираются адекватные способы знаковой фиксации). Так может выглядеть краткая запись сказки «Курочка Ряба»: 

Д Б, КР, ¤, Д-хх, Б-хх, М, ~, Ø, Д¨, Б¨, КР: ʘ

 иногда первый шаг можно пропустить

 2 Шаг.  Выделяем по этой схеме действия и события.

 Различаем события («яичко упало», «разбилось») и действия («мышка махнула хвостиком»).

Схема улавливает возможную причину (пока это лишь гипотеза!) и следствие. Здесь важно обсудить: кто и что фактически делал. Пока без ответа на вопросы – зачем и почему. Дел – бил. Мышка – бежала. И удержать в простейшей схеме.

 

3 шаг. Назовём его "Точки удивления"

Что странного, непонятного встретилось в тексте? Что цепляет воображение? Какие вопросы возникают (только вопросы! не делайте попыток отвечать сразу - потеряете содерание!).

 Примеры вопросов, которые задавали дети после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»:

  • Почему мама запрещала сыну кушать сливы?
  • Почему она оставила Ваню одного в комнате вместе со сливами, если видела, что он хочет их попробовать?
  • Почему она их пересчитала, когда вернулась?
  • Почему мама сама не поговорила с детьми, а пошла к отцу?
  • Почему папа обманул детей?
  • Почему Ваня сначала покраснел как рак, а потом – побледнел?
  • Почему все дети засмеялись?
  • Почему Ваня заплакал? Ведь всё закончилось хорошо, его никто не ругал.

Таких вопросов могут быть десятки. Обратите внимание детей - тут только вопросы. Ответы будем искать позже.

Примеры вопросов, которые задавали дети при работе над сказкой «Курочка Ряба":

  • Что значит - "золотое" яйцо? Буквально золотое? Или какое-то необычное?
  • Почему дед бил, если видел, что золотое?
  • Почему баба била, если видела, что дед уже пробовал разбить и не получилось?
  • Почему мышка смогла разбить золотое яйцо?
  • Почему дед и баба плачут, когда яйцо разбилось (сами ведь хотели разбить)?
  • Почему курочка так странно их утешает: "Я вам больше золотого яйца не снесу"?
  • Откуда курочка знает - какое яйцо она снесёт?

  Все появляющиеся вопросы и сомнения выписываем в столбик.

 

 4 шаг. Поиск ключей.

Берём карандаш и проходим по этому списку в поиске ключевых понятий.

Это будут ключики для понимания всего текста. Это как зёрнышко загадки. Самый сложный и ответственный этап, требующий некоторого навыка работы. Здесь формируется опыт обращения с понятиями. Как это объяснить детям? Вообще-то, по нашему опыту, дети интуитивно хорошо чувствуют такие ключики. Скажем, в сказке "Курочка Ряба" таких ключиков несколько, но первый и очевидный - "золотое".

Это понятие выписывается отдельно: "ЗОЛОТО - ?"

Ну действительно, спрашиваем мы самих себя и детей, что значит - золотое? Если бы на самом деле было золотое, может и не разбилось бы, упав со стола?

Появляются первые гипотезы:

  • золотое - действительно золотое;
  • золотое - значит какое-то необычное, странное, не такое как раньше, может быть непривычное;
  • золото - зло, зола, не настоящее, что-то фальшивое, обман, "Царь Кащей над златом чахнет".

В других текстах будут другие ключевые понятия, управляющие действиями героев: лесть, хвастовство ("Колобок"), страх, испуг ("Прыжок" Л.Толстого), дружба, взаимопомощь ("Репка"), честность, страх, обман ("Косточка"), отвага, честность, дружба, стыд, радость…

Каждое понятие - повод для разговора. Мы временно забываем про "исходник" и обсуждаем понятия не по тексту, а "по жизни":

  • Чем испуг отличается от страха? Приходилось ли тебе пугаться? Как это было?
  • Как "устроено" хвастовство?Для чего люди хвастают?
  • Что такое лесть?
  • Как "работает" зависть?
  • Для чего нам нужна дружба? Честность? Порядочность? Любовь? Отвага? Преданность?

 

5 шаг.Версии ответов на вопросы.

Возвращаемся к тексту и находим ответы на поставленные вопросы с учетом опыта, полученного в шаге 4.. Тут такая хитрость. При обсуждении понятий каждый занимал какую-то позицию. Вспомним про понятие "золотое". Например, мы определились, что золотое - это что-то фальшивое, ложное. Пройдёмся по списку вопросов и попробуем отвечать на них, не забывая про это содержание понятия.

Вот, что может получиться при беглом просмотре:

  • Что значит - "золотое" яйцо? Фальшивая ценность (чего это курочка решила так поступить со стариками?).
  • Почему дед бил, если видел, что золотое? (наверное, отнёсся к фальшивому так же как к обычному, по привычке, по инерции мышления);
  • Почему баба била, если видела, что дед уже пробовал разбить и не получилось? (аналогично, но пробовала бить своим способом... а кстати, понимаем ли мы как они "били"?)
  • Почему мышка смогла разбить золотое яйцо? (а что за мышка, кстати?)
  • Почему дед и баба плачут, когда яйцо разбилось?  (не понимают, что их избавили от ложной ценности?)
  • Почему курочка так странно их утешает: "Я вам больше золотого яйца не снесу"? (ну это как раз уже очевидно, хватит измываться над стариками)
  • Откуда курочка знает - какое яйцо она снесёт? (пока не ясно).

Здесь практически каждая строчка - направление размышлений. Чтобы не заплутать в лабиринтах смыслов, надо быть дисциплинированным исследователем: внимательно следить за тем, какое именно понятие выбрано на основу и каким содержанием оно наполнено.

На материале "Косточки" может всплыть понятие обмана. Очень интересное понятие, не такое уж простое. Попытки ответить на вопрос - кто кого обманывал, дадут разные версии прочтения рассказа. Наши ученики выстраивали три убедительные линии понимания, вот разные толкования (чуть разные понятия обмана и разные понимания смысла текста):

- Ваня обманул маму;

- Папа обманул Ваню;

- Мама обманула Ваню (оставив его одного со сливами и понимая, что он не удержится).

Важно! Каждую версию необходимо проверять на тексте, возвращаться к нему снова и снова в поисках подтверждения или опровержения. Додумывать за автора нельзя!


6 шаг. Позиция автора.

Что он нам этим текстом хотел сказать? Сделать? В чем была его основная мысль?

 

7 шаг. Позиция читателя.

Что практичного мы извлекли из этого текста? Что приняли для себя? Чего не приняли? Чем сможем пользоваться в дальнейшем? Чем хочется поделиться с друзьями? Какие новые понимания нам окрылись?.

 

Задание для наших участников.

Вот вам ещё один хороший текст: рассказ Л.Толстого "Прыжок"

Попробуйте выделить из него основные смыслы, проходя последовательно по этим 7 шагам.

Справитесь? Надеюсь на вашу совместную работу с детьми.

 

Друзья, я ж понимаю, что предлагаю вам огромную работу, а вам как бы некогда)). Поэтому сформулирую ещё раз, что это вам может дать: ваш ребёнок через пару месяцев таких тренировок будет единственным человеком в классе, который достаточно быстро и точно понимает смысл прочитанного. Как думаете, ваши усилия стоят того?


Анатолий Сторожев 13 апр 13, 12:15
+5 13

Задание 2 по осмысленному чтению. КОСТОЧКА

 

http://thelib.ru/books/00/04/78/00047889/i_007.jpg

 

Напомню, что цикл составлен из семи статей:

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Сегодня у нас - продолжение части 6 "Осмысленное чтение"

Предлагаю сделать ещё один шаг к осмысленному чтению с помощью  поэта В.Левина

Вадима Александровича я знаю довольно давно, года с 1987-го.  Это замечательный педагог, психолог, писатель. Его детские стихи многим хорошо известны.

Когда-то Левин учил нас слушать и понимать стихи. Это было завораживающе. Читает и вдруг на каком-то слове останавливается и предлагает догадаться - какое это будет слово. Пробуем, даём ответы. Спрашиваем: "А как у автора?" А у автора - вот так... Ух ты!! Красиво как!

Но сегодня речь не о стихах. Я тут обнаружил, что мы с Левиным продвигались параллельно в технике понимания текста. Только мы делали это более технологично (об этом в следующий раз), а Левин - более художественно, психологически вдумчиво.

 

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С “КОСТОЧКОЙ”?  Отрывок из книги “Когда маленький школьник становится большим читателем”

  Как будто не случилось ничего особенного. Сначала Ваня не признавался, но потом проговорился: “Нет, я косточку бросил за окошко”. Хрестоматийная история – специально для маленьких школьников: все понятно даже самым слабым ученикам. На уроке – никаких хлопот. Учителя младших классов охотно используют это произведение для формирования у детей навыков беглого чтения. Только возникают вопросы: неужели Лев Николаевич Толстой сочинял и публиковал эту миниатюру ради того, чтобы ее понимали бегло и понимали примитивно? Не формируется ли в таком чтении манера воспринимать искусство, не затрачивая чувств и душевного труда?

 Вместо того чтобы развивать в себе и детях читательскую способность проникать в авторский замысел, проживать его, осознавать эти переживания, наслаждаться совершенством произведения и вступать в диалог с автором, мы привычно обманываем себя и детей: якобы вычитываем из художественного произведения банальные истины и полагаем, что читать легко, что мы это умеем. А ребенок доверчиво перенимает наше отношение к искусству, чтобы со временем передать его своим детям. Идет воспроизводство бездумного и поверхностного восприятия искусства.

 Впрочем, конечно, мои обвинения не относятся к родителям и учителям, сохранившую традиционную для грамотного россиянина культуру чтения.

 Хотите проверить себя, удачно ли вы приобщаете своих детей к чтению художественной литературы? Предлагаю эксперимент с “Косточкой” Льва Николаевича Толстого. Только, пожалуйста, отнеситесь к моему предложению серьезно, с осторожностью. Это тест. Приняв участие в эксперименте с “Косточкой”, вы можете узнать неприятную правду о себе, расстроиться и обидеться (скорее всего, на меня, хотя я ничуть не хочу вас обидеть). Обида и шок особенно вероятны, если у вас большой опыт работы с детьми и вполне довольны тем, как занимаетесь с ними литературой. Но только правдивая самооценка может дать верное направление и силы для самообразования и саморазвития. Так что выбирайте.

 Дальнейший разговор веду с теми, кто решился участвовать в нашем суровом эксперименте.

 Для начала вспомните:

 

Л.Н.Толстой   Косточка (быль)

  Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

  За обедом отец и говорит:

  – А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

  Все сказали:

  – Нет.

  Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

  – Нет, я не ел.

  Тогда отец сказал:

  – Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

  Ваня побледнел и сказал:

  – Нет, я косточку бросил за окошко.

  И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 

 * * *

 Условия в эксперименте такие.

Представьте себе современных восьми-девятилетних детей и письменно ответьте на вопросы:

  – Станете ли вы, прочитав с детьми “Косточку”, разговаривать с ними о прочитанном? Или миниатюра настолько простая, что такой разговор детям не нужен? Или наоборот – она настолько сложна, что вам требуется специальная подготовка к разговору о ней?

 Отложите, пожалуйста, статью и запишите свои ответы.

 Записали? Теперь прочтите помещенное дальше описание обсуждение “Косточки” с учениками второго класса одной харьковской школы. Постарайтесь мысленно участвовать в диалоге, а “после урока” ответьте на те же вопросы вторично.

 Сравнив варианты своих ответов “до” и “после” урока, вы получите результат эксперимента – знания о себе.

 

* * *

Я люблю “Косточку” и с удовольствием читаю ее детям, а потом разговариваю с ними о ней и о них, об их чувствах и мыслях, навеянных этим произведением. Каждый такой разговор добавляет что-то к моему восприятию Л. Н. Толстого. Несомненно, вы можете не согласиться с выводами, к которым мы пришли с харьковскими второклассниками. Буду благодарен вам, если вы пришлете мне свои возражения или сомнения. Вовсе не считаю, что наши выводы абсолютно верные и тем более единственно правильные. Но так ли уж важно, возникнут или нет у вас несогласия со мной и с моими маленькими собеседниками? Важнее – изменятся ли под влиянием беседы ваши ответы на контрольные вопросы, а если изменятся, то почему.

– Ребята, многие из вас, наверное, знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги.

Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей, был маленький рассказ “Косточка”. Послушайте его.

Читаю.

 – Понравился рассказ.

 – Понравился.

 – Как вам кажется, вы всё поняли?

 – Да.

 Спрашиваю по-другому:

 – Поговорим об этом рассказе? Или с ним всё ясно?

 – Все ясно.

 – Все так считают? – не унимаюсь я. Ребята отвечают удивленно:

 – Все!

 – Значит, все, – констатирую я. И добавляю с нажимом: – Запомните, что вы сказали! Запомнили?

 Тогда продолжим разговор. Когда Лев Николаевич Толстой сочинил этот рассказ, он не только прочитал его знакомым детям, но и поместил в свою книгу. А потом “Косточку” часто включали в разные книги для детей.

 После этого сообщения задаю им важнейшие вопросы:

 – Как вы думаете, зачем Лев Николаевич написал этот рассказ и включил его в книгу для детей? И зачем я сейчас прочитал его вам?

 Детям эти вопросы кажутся несерьезными, потому что ответы очевидны:

 – Толстой учит нас не брать без разрешения.

 – Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое.

 – Тайное всегда становится явным.

 И еще:

 – Толстой учит нас не глотать сливы с косточками.

 Я много раз слышал подобные ответы не только от детей, но и от взрослых. И каждый раз это огорчало.

 – Выходит, если бы вам сегодня не повезло, если бы когда-то Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не принес бы и не прочитал бы вам “Косточку”…

 Ребята насторожились, а я заканчиваю мысль:

 – …вы продолжали бы брать без разрешения, то есть воровать? Не признавались быв этом? И глотали бы сливы с косточками?

 – Нет, – со смехом возражают дети. – Мы и так знаем, что нельзя брать без разрешения!

 – Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря?

 Дети задумываются, и я любуюсь ими, но не спешу на помощь.

 Наоборот – строю новую ловушку:

 – Скажите, пожалуйста, как обычно писатель изображает действующее лицо, если хочет, чтобы мы НЕ подражали ему, НЕ совершали таких поступков, какие совершает этот персонаж? Привлекательным? Симпатичным? Или непривлекательным? Неприятным?

 – Неприятным! – уверенно отвечают дети.

 – А Ваня из “Косточки” вам нравится?

 – Да.

 – Вы уверены? А можете найти то место рассказа, где вы почувствовали, что Ваня вам симпатичен?

 Кто-то отвечает:

 – Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.

 Другой поясняет:

 – Он кажется похожим на маленького котенка или щенка. Его хочется защищать.

 – Да, я так и почувствовал. Выходит, Лев Толстой действительно сделал Ваню симпатичным. Но это означает, – веду я свою линию, – что писатель вовсе не хотел, чтобы поступали НЕ ТАК, КАК Ваня? Получается, что рассказ вовсе не учит вас НЕ БРАТЬ тайком?

 Выдерживаю небольшую паузу и продолжаю:

 – Думаю, Лев Николаевич не стал бы писать рассказ ради того, чтобы напомнить вам о таком известном: воровать нельзя. Ведь он был учителем и, конечно, понимал, что вы об этом сами знаете. Зачем же Лев Толстой завещал нам этот рассказ, а я принес “Косточку” в класс и прочитал с вами?

 Теперь пауза длится подольше.

 – У меня, как вы догадываетесь, есть предположения на этот счет, и я могу ими поделиться с вами. Но вам, наверное, хочется открыть смысл рассказа самим?

 – Самим! – радуют меня второклассники.

 – Тогда я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснениями, а новыми вопросами и заданиями, – предлагаю я ребятам.

 

*

 То же самое – в порядке эксперимента – предлагаю взрослым читателям:

 Попробуйте воспроизвести со своими детьми (дома, в классе, на прогулке) начало разговора о “Косточке”. А завершите его, как удастся. И напишите мне, пожалуйста, интересно ли у вас получилось, подсказали ли вам что-нибудь дети.

 Продолжим эксперимент с “Косточкой” после вашего разговора с детьми.

 

*

– Сейчас я прочту начало “Косточки” не совсем так, как у Льва Толстого. Не глядя в свои “Книги для чтения”, постарайтесь заметить, что я изменил в рассказе.

 Читаю:

 – “Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Ваня никогда не ел слив. Он не удержался, схватил одну и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу”. Что я изменил в начале рассказа?

 – Вы пропустили про то, как Ваня нюхал и ходил мимо слив.

 – Верно. Но ведь и без того все понятно, правда?

 Мнения детей разделились:

 – Да, и без того все понятно.

 – Правда, понятно, но только без этого нам неизвестно, что Ваня нюхал, как котенок.

 – И тогда Ваню не жалко.

 – Тогда он не такой симпатичный, как у Льва Толстого.

 – Ладно, – соглашаюсь я, – так и быть, верну в рассказ слова “...и нюхал их”. После этих слов совершенно ясно, что Ване сливы очень нравились. Верно?

 – Да.

 Зачем же Лев Толстой именно это, совсем понятное, здесь пишет: “И очень они ему нравились”? А вслед за этим лишним предложением пишет то, что уж совсем понятно: “Очень хотелось съесть”. И когда мы уже три или четыре раза все поняли, автор повторяет опять ту же мысль: “Он все ходил мимо слив”. Может быть, Лев Толстой не умел писать коротко? Или случайно не заметил, что повторил одно и то же несколько раз? Не убрать ли нам из “Косточки” что-нибудь лишнее? И Льву Толстому поможем писать короче, и читателям будет поменьше читать, и в книге освободится немного бумаги для какой-нибудь пословицы, например?

 Дети решительно протестуют.

 – Нет! Все это нужно! Ваня знал, что нельзя брать, но ему очень хотелось. Он боролся с собой!

 – Молодцы, ребята! Вы все точно почувствовали. Ведь у автора про Ванины чувства нет ни единого слова! Лев Толстой нигде не пишет: “Ваня переживал, колебался, сомневался, стыдился...” Наверное, потому, что маленький Ваня сам о своих чувствах ничего не может сказать словами. Он, скорее всего, и слов таких пока не понимает: “колебаться, сомневаться, переживать”. Автор пишет только о том, что Ваня делал или не делал: “нюхал, ходил, не удержался”. А мы, представляя себе движения Вани, его поведение, начинаем чувствовать его переживания, колебания, сомнения. Вот как удивительно пишет Лев Толстой! Правда, дважды автор все-таки говорит о чувствах Вани, но только то, в чем и писатель, и Ваня уверены. Автор говорит лишь то, что маленький мальчик мог сам сказать о себе: “И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть”. Кстати, как вам кажется, можно ли было о том, что “очень хотелось съесть”, сказать как-то по-другому? Ну, например, так: “Ваня очень хотел съесть сливу”.

 Дети мысленно заменяют в рассказе предложение Л.Толстого моим вариантом.

 – Нет, – отвечает один из ребят. – Так было бы неправильно.

 Я поддерживаю это мнение и формулирую то, что второклассники, вероятно, почувствовали:

 – Конечно, Ваня именно не хотел есть сливу. Он как раз очень не хотел ее есть! Но... Ему хотелось! Лев Толстой замечательно точно об этом написал. А вслушайтесь в следующее поразительное предложение. Так и чувствуешь, что движения у Вани сначала замедленные, скованные, как будто его кто-то удерживает: “Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и…” И такая долгая подготовка внезапно стремительно завершается коротеньким “съел”! Один звук! Как “бульк”! Хорошо Ваня распробовал вкус сливы? Получил удовольствие?

 – Нет, – комментируют дети. – Он ничего не успел.

 – Он только испугался.

 – Он стоял с вытаращенными глазами…

 – Как будто сам удивлялся.

 – А мне кажется, – говорит Маша, – что он и в самом деле проглотил сливу с косточкой.

 – Интересная догадка, – признаюсь я. – Мне это раньше не приходило в голову. Давайте, ребята, перечитаем рассказ и проверим, подходит ли Машина догадка.

 Пробегаю глазами “Косточку”.

 – Кажется, Маша, ты все-таки не права. Ведь Ваня говорит, что выбросил косточку, а он, по-моему, обманывать не умеет. Но мы еще подумаем. Может быть, я ошибаюсь. Во всяком случае, ты умница, что все так живо себе представляешь. Скажите, ребята, вы все представили себе, что переживал Ваня, когда не решался взять сливу, и потом, когда ее съел?

 – Да, представили.

  – Мы как будто сами это переживали.

  – А как вам кажется, почему с чувствами мальчика такое происходило: сначала колебался, боролся с собой, а потом стало стыдно? Что вы думаете теперь о Ване?

 

 *

  – Он теперь как будто знакомый, как будто мы его давно знаем.

  – Он стал как младший брат.

  – А какой он человек, вы можете сказать?

  – Он честный. Ему очень хочется слив, но он старается их не взять.

  – Он маленький, но уже честный.

  – А как вы думаете, сколько ему лет?

  После обсуждения приходим к выводу, что герою “Косточки” четыре-пять лет. Его братья и сестры старше. Они, как видно, ели сливы в своей жизни. Но, наверное, сливы в этой семье – редкость. Мама купила их по счету – чтобы всем поровну. Вот почему она перед обедом пересчитала (сочла) их.

 – Как, по-вашему, догадалась она, кто взял сливу?

  – Да! Ваня взял!

  – Вы-то прочли об этом, а как мама догадалась?

  – В этой семье все честные, если даже маленький Ваня так долго терпел, удерживался, чтобы не взять без спросу. Но у него слабая воля. А старшие дети точно бы удержались.

  – Значит, и отец догадался, кто взял сливу, и старшие дети?

  – Конечно.

  – Зачем же отец об этом спрашивал?

  – Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным.

  – Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване.

 

 *

  – А как вы думаете, когда Ваня заплакал, а все засмеялись, то это был злорадный смех? Все смеялись над Ваней? Радовались тому, что он проговорился?

  – Нет, все обрадовались тому, что Ване больше не будет стыдно.

  – Все смеялись с облегчением. Все любили Ваню.

  – Очень хорошо. А теперь сыграем так. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу?

  – Нет.

  – Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет!

  – Я все равно не сказал бы!

  – И я!

  – Почему?

  – Он маленький, он честный и добрый, но не смог удержаться. Жалко его. Он очень испугался и сам переживает.

  – Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша?

  – Да! – ликуют второклассники.

  – А приятно прощать маленького?

  – А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные?

  – Может быть, догадывались.

  – Часто у вас бывало, чтобы вы могли это проверить? Часто вам предоставлялся случай кого-нибудь простить: животное, малыша или старенького человека?

  Задумываются и признаются:

  – Нет, не часто...

  – Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. Сегодня вы – пускай только мысленно! – простили малыша и почувствовали, как приятно прощать. И я о вас узнал, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот что умеет “Косточка”. Вот зачем Лев Толстой написал ее. А напомнить, что брать тайком стыдно, можно и без рассказа. Правда? Что ты хочешь сказать, Маша?

  – Я думаю, что Ваня все-таки проглотил косточку. А потом сказал, что выбросил ее, чтобы все не волновались. Он знал, что его все любят и волнуются, чтобы он не умер из-за косточки.

  – Ты очень интересно почувствовала, Маша. Я не знаю, правда, права ли ты, это надо еще обдумать, но очень интересно. И вообще, ребята, мне было интересно и приятно обсуждать этот рассказ с вами. Он мне и раньше нравился, а теперь нравится еще больше. А вам?

  – И нам.

  – Так стоило его обсуждать? простой рассказ?

  – Сложный. В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли...

  – Перечитаем?

  Все слушают с таким вниманием, будто впервые.

  – Можно вопрос? Мне понравилось, что рассказ открыл мне про меня, что я такой... могу прощать. Но, может быть, Лев Толстой не для того его писал?

  – Да, Сережа, наверное. Лев Николаевич Толстой, когда начинал писать “Косточку”, не говорил себе: “Сейчас напишу рассказ для того, чтобы дети могли узнать о себе, великодушны ли они”. Он этого не говорил, но, мне кажется, ему хотелось, чтобы дети были великодушными и чтобы они знали о себе это. И, по-моему, у него это получилось. Ты ведь это почувствовал на себе?

  – Да.

  – Но, скорее всего, в “Косточке” могут обнаружиться и другие смыслы. И, думаю, в каждом хорошем произведении содержится много замыслов. Разные читатели могут открыть для себя в нем разное. Когда я стал учителем и впервые перечитал “Косточку”, я почувствовал, какое это счастье, если между взрослыми и детьми такие отношения – любви, уважения, доверия. Вот какой замысел Льва Толстого оказался для меня самым важным.

 

Окончание здесь


Анатолий Сторожев 9 апр 13, 14:24
+15 9

Задание 1 по ОСМЫСЛЕННОМУ ЧТЕНИЮ

статья

Задание 1. Выделите смыслы из русской народной сказки «Курочка Ряба».

Задание 2. Выделите смыслы из рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Задание 3. Сформулируйте своими словами смысл пословиц:

  • А где щи, там и нас ищи;
  • Простота хуже воровства;
  • Жизнь бери оком, а не боком, ухом, а не брюхом.

 

 


Анатолий Сторожев 5 апр 13, 09:30
+10 34

Научим наших детей читать. Часть 6. ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ начало

http://knigopoisk.net/images/10991.jpg

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Часть  6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста)

Мы с вами научим наших детей не просто читать, но читать осознанно,  с глубоким пониманием, извлекая из текста не только поверхностные смыслы. Будем учиться копать в глубину. Для этого существует специальная программа МДР. Создавалась она в начале 90-х гг и прошла многократную обкатку.

 Для того, чтобы научить так читать, необходимо самому уметь читать осмысленно.  Участники нашей площадки МДР – в основном взрослые образованные люди. Как правило, все образованные люди считают, что умеют понимать прочитанное.  Не будем оспаривать очевидное, но зададимся вопросом – а насколько глубоко мы проникаем в суть текста?

Сколько скрытых смыслов можем извлечь из простого текста? Умеем ли отделить мысль автора от нашего собственного понимания? Можно спросить себя и так: обладание каким инструментом нам даёт уверенность в том, что мы в точности понимаем то, что сказал автор? А вдруг мы ошибаемся? Вдруг на самом деле точного понимания нет? Возможно, мы «приписали» автору то, что он совсем не имел в виду? А может вообще понять автора невозможно и на самом деле мы понимаем лишь самих себя? А ведь есть ещё и такие трудные авторы, которые подобно Омару ибн аль-Хайяму "скрыли свою истину за семью печатами", попробуй докапайся...

Не спешите давать ответы на эти вопросы, давайте начнём с практики.

 Мы потренируемся понимать текст с детьми и взрослыми на относительно простом материале – на народных сказках, на баснях, на простых рассказах. Очень хорошее упражнение – понимание пословиц и поговорок.

 Прежде чем говорить о некоторой «технологии» (схеме) понимания, а мы здесь говорим прежде всего о понимании текста, давайте совместно выполним ряд заданий, надеюсь не очень сложных. Будет очень хорошо, если выполнять эти задания вместе с детьми. Если понимания будут разные – бросайте в комментарии все, не обязательно приводить все мнения к общему знаменателю.

 

Итак, на выбор:

 

Задание 1. Выделите смыслы из русской народной сказки «Курочка Ряба».

Задание 2. Выделите смыслы из рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Задание 3. Сформулируйте своими словами смысл пословиц:

  • А где щи, там и нас ищи;
  • Простота хуже воровства;
  • Жизнь бери оком, а не боком, ухом, а не брюхом.

Думаю, здесь было бы правильно активнее пользоваться "лайками" - плюсами-минусами для выражения своего согласия - несогласия с трактовкой. Ну, по крайней мере "плюсами" )).

 продолжение следует


Анатолий Сторожев 30 мар 13, 13:14
+21 21

Сказка про Репку. Домашний театр.


Анатолий Сторожев 29 мар 13, 09:25
+15 10

Научим наших детей читать. Часть 5. ДОМАШНИЙ ТЕАТР

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Часть 5. Домашний театр, от 3 лет и старше

Одной из самых богатых форм работы с текстом является театрализация литературного материала. Чтение в лицах, проведение небольших театрализованных семейных вечеров, семейные театры – всё это зародилось и активно распространялось в отечественной культуре ещё в XVIII веке.

Организовать театр в семье не так уж и сложно. Исходные принципы, близкие нам по духу: никакого сложного реквизита (по крайней мере – в начале), роли учим только по необходимости, больше импровизируем, по возможности удерживая линию «сценария». Тем более, что многие тексты («Теремок», «Репка»…) легко учатся и вполне допускают вольные трактовки. На первых порах лучше ставить что-то простенькое, всем известное, но допускающее различные весёлые вариации. Можно осваивать народные сказки, басни, короткие забавные диалоги, не требующие навыка заучивания больших текстов.

 

Что ставить конкретно?

Ориентируйтесь на возраст участников и их интересы.  Обычно в «оживлении» русских народных сказок в режиме лёгкой импровизации с радостью участвуют  взрослые и дети любого возраста. Хорошо идут басни – и запоминаются легко, и обыгрывать интересно. Можно обыгрывать детские стихи. Вот один из возможных стартовых текстов на двоих, обкатанных на ребятах 7-10 лет (стихи О.Григорьева):

  - Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждёшь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну, я пошёл домой.

  Всё это выучивается наизусть за минуту, просто по ходу постановки. Приветствуются весёлые импровизации, а по необходимости – и отклонения от «сценария». Смыслы из таких текстов обычно извлекаются ребятами без затруднений.  Вот ещё стихотворение того же автора, подходящее для домашнего театра:

 Я нёс домой
Кулёк конфет.

 А тут навстречу мне
Сосед.
Снял берет:
- О! Привет!
Что несёшь?
- Кулёк конфет.
- Как - конфет?
- Так - конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота,
И не надо...
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо,
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту...
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та...
Больше нет?
- Больше нет.
- Ну, привет.
- Ну, привет…

  Здесь текста уже чуть больше, для уверенности придётся разок повторить. А если кто забудет слова – велика ли проблема? Есть кому напомнить! Работаем под суфлёра!

 Главное – самим включить то, что называется творческим настроем. Вы хотите поставить «Ворону и лисицу», но нет под рукой кукольной вороны? А лягушка есть? Отлично:

 Лягушке где-то Бог

 Послал кусочек сыра.

 Под ель лягушка забралась…

 Не беспокойтесь за И.А.Крылова и оригинал басни – после постановки дети уже с большим интересом прочтут – а как там на самом деле сказано.

 

Как начать работу?

Рекомендуем в начале работы образовать вместе с детьми круг и в течение 10 -15 минут произвести творческую настройку (если вас в семье трое – организуйте «треугольник»).  Для этого существует ряд интересных упражнений:

  • Организовать тишину и послушать звуки вокруг вас, выделить звуки из «малого круга» (это вы), «среднего» – комната, и «большого» - вне дома, т.е. все звуки за окном. Вопрос: «Сколько звуков кто услышал и из какого круга внимания?» Такое упражнение помогает сосредоточиться.
  • Передать друг другу воображаемый предмет – например, пушинку (или кирпич). Это тренировка воображения.
  • Внимание! Кто назовёт все предметы в этой комнате, названия которых начинаются с буквы «С»? Это тренировка активного внимания.
  • Закрыли глаза. Назовите, кто во что одет. Или – какие предметы в этой комнате зелёного цвета? Тренировка внимания.
  • Волна. Примерно такая, какую запускают болельщики на стадионе. Задача каждого участника – гармонично повторить дошедшую до него форму волны (движение руками).  Тренировка согласованного действия.
  • Посчитаться не по кругу – каждый участник вразброс называет свой порядковый номер, не договариваясь о том, кто начнёт и кто продолжит: «Первый!», «Второй!», «Третий!»…. Обычно, чтобы досчитать даже до седьмого или десятого номера, требуется не менее 5-10 попыток – ведь после любого сбоя надо начинать сначала. Но слаженные коллективы справляются быстрее. Это тренировка взаимодействия.
  • Воображаемый предмет. Пример. Берите в руки воображаемую иглу и попробуйте заштопать воображаемую брешь в штанах, поставить заплатку. Развитие воображения.
  • Воображаемый предмет. Попробуйте действовать (по очереди) воображаемым инструментом – плоскогубцами, ножовкой, лобзиком, отвёрткой, рубанком… Один «загадывает», а остальные участники отгадывают инструмент или вид работы. Аналогично можно загадывать еду или книгу (отгадать какую книгу читает).
  • Разговор без слов. Объясните жестами своему другу, что сегодня вы никак не можете пойти в кино, потому что к вам неожиданно приехали родственники. Ваш партнёр должен вас понять и переубедить. Составляйте задания самостоятельно. Отработка «языка тела».
  • Составление рассказа. Каждый по кругу говорит без подготовки одно предложение. Следующий подхватывает и продолжает. Не затягивайте, достаточно короткого рассказа. Но нужна внятная концовка. Развитие речи (потом будет легче писать сочинения).
  • Фотография. Любой желающий начинает композицию – выходит и замирает в определённой позе, обозначающей какое-то действие. К нему выходит второй и пристраивается, то есть он должен понять, что делает первый и дополнить сцену. Потом выходит третий, четвёртый, пока не закончатся участники. Затем, начиная с последнего, все рассказывают – кто что делал на самом деле.
  • Неожиданное обращение. Это упражнение для более опытных бойцов. Любой желающий выходит в круг (как бы на сцену) и начинает молча действовать. Он может делать первое, что приходит в голову, например показывает, что он подметает пол. Любой второй участник выходит и строит по отношению к первому неожиданное высказывание, любой бред, скажем: «Бабушка, почему вы подметаете Красную площадь ружьём?» Отвечать надо быстро, причем ответы типа «Я не бабушка» или «Это не ружьё» не принимаются. Надо импровизировать на ходу, скажем: «Ой, внучек, сама уж намаялась, вот такие мётлы теперь у нас выдают».  Формирование навыка импровизации.

 

 Начало получаться?

 Теперь берёмся за оформление сцены. Делаем декорации, занавес (покрывало вполне сойдёт), на что фантазии хватит. О том, как вместе с детьми делать игрушки, мы уже писали раньше. Сейчас вы можете сделать даже домашний кукольный театр.

 У вас ещё есть свободные руки? А кто будет подбирать и вовремя включать музыку? А кто выключит в начале спектакля общий свет и направит на сцену настольную лампу? Кто будет придумывать и шить костюмы? Ну конечно же, всё здесь делается совместными усилиями, распределение обязанностей и ролей бывает весьма условным.

 

Ещё буквально капелька теории... и вы готовы

 В чём смысл организации домашнего театра?

 Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра как специфического вида искусства, сколько в модели мира и жизни. Осваивая, осознавая грани этой модели, ребёнок может полноценно выстраивать свой собственный образ, своё поведение и способ мышления.  

 Театральная педагогика – это не изобразительное искусство, не обучение актёрскому мастерству, прежде всего это исследование мира и исследование самих себя, наших взаимоотношений, чувств и мыслей. Семейный театр – это  воображение и творчество, игра и самостроительство. Это именно то содержание, которое выхолащивается егэ-ориентированной системой обучения.

 А кроме того, «игра в театр» - это прекрасная возможность познакомить детей с культурными текстами, от народных сказок - до современной литературы. Если понравится – тексты сами будут проситься на «сцену». Играйте «митрофанушек» и «собакевичей»  - на уроках литературы вашим ребятам станет гораздо интересней!

 

 А теперь главное

 Не откладывая в долгий ящик, снимите ваш первый опыт на камеру, пришлите запись – мы поможем разместить. Справитесь?

 Размещаем одно из наших клубных занятий, снятых в прошлом году. Вот такое баловство устроили в режиме полной импровизации:


Анатолий Сторожев 21 мар 13, 18:57
+9 7

Научим наших детей читать. Часть 4. ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ окончание

 

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Продолжаем говорить о поэзии. Начало разговора было здесь и здесь

 

В последней части разговора о поэтическом детском литературном образовании обсудим самое важное и самое сложное.  Начну с того, что процитирую существенный для меня комментарий Марины И:

«Мы с детьми начинали с простейшего - раз-два-три-четыре-пять вышел зайчик погулять, по дороге на прогулку предложила им пару других вариантов прогуливающихся зверюг, и они с азартом подхватили - перебрали уток, кошек с котиками, пёсиков, козликов, кроликов, дядь, теть, месяц, солнце, дождик и т.д. потом заметили сами обязательное чередование ударных-безударных слогов и начали строчку менять - петушок-бегемот-носорог пошел гулять, медвежонок-поросенок шел гулять, вышла муха-пчелка-птичка полетать. Главное, что ритм уловили. Потом перешли к чистоговоркам - чу-чу-чу-чу очень громко я кричу, на ракете я лечу, на машине прокачу, ра-ра-ра-ра начинается игра, нам гулять идти пора, будем спать мы до утра и т.д.»

Понимаете, откуда все эти забавные «ра-ра-ра» и зачем они нужны? Смысл фраз может и не улавливаться, а ритмическая основа уже есть – это и есть основа поэзии – звучащее слово, ритм, поющая природа языка. Мы – звуковая цивилизация.

Представьте, что вам перессказали "Евгения Онегина"... "своими словами". Будет ли при этом передано содержание? Вряд ли. Получается, что смысл этого произведения ещё и в его поэтической форме, а не просто в сюжетной линии.

Развить в детях ощущение ритма – это не просто обучить их «рифмоплётству». Ритмами пронизана  Вселенная. Ритмы в атмосфере Земли породили Звук. Не случайно во все времена поэтов считали стоящими где-то рядом с Богом. «Поэт в России больше, чем поэт», впрочем не только в России. Перечитайте пушкинского «Пророка» - на каком уровне Поэт проходит подготовку )).

Природные звуки и ритмы человек встречает повсюду: в каждом взмахе крылышка пчелы, в каждом восходе Солнца, в каждом звуке… Рискну дать такое определение: поэзия – отражение ритмической волновой природы мира средствами языка.

Будем учиться вслушиваться в звуки и ритмы Вселенной )).

 

Задание для детей и родителей. Вот известный урок поэзии от Ринаты Мухи:

       Ужаленный уж

  Бывают в жизни чудеса -
  Ужа ужалила Оса.
  Ужалила его в живот,
  Ужу ужасно больно.
  В о т.
  А доктор Ёж сказал Ужу:
  "Я ничего не нахожу,
  Но все же, думается мне,
  Вам лучше ползать
  На спине,
  Пока живот не заживёт.
  Вот.

Прочтите ребёнку это стихотворение и спросите - кого мы тут постоянно слышим? Верно – это всё оса жужжит. Поэтому и читать стихотворение вдвойне интересно – оно само рассказывает о своих героях.  Если протянем вопрос «Почему-у-у» -  услышим корову. Но с этим же «у-у-у…» можно повыть по-волчьи. Представлете такой диалог коровы с волком, в стихах?

Ну, а если «ра-ра-ра, ра-ра-ра» - это Солнце встаёт и веселится детвора, разве не ясно?

 

Задание. Попробуйте написать короткое звучащее стихотворение, достаточно одного двустишья, на выбор (либо сами задайте тему):

  • мычащее;
  • шипящее;
  • грохочущее;
  • квакающее;
  • рычащее;
  • крякающее;
  • звенящее
  • ноющее;
  • стучащее;
  • каркающее;
  • хрюкающее,
  • свистящее;
  • хохочущее;
  • мурлыкающее;
  • скребущее;
  • шуршащее;
  • грызущее;
  • … а молчащее получится? )))

  Думаете, это сложно? Просто попробуйте составить фразу, содержащую нужный звук. Какой звук, например, «рычит»? Понятно – р-р-р. Какое слово может порычать? Их десятки! Берём первое пришедшее на язык:

 Научиться бы р-р-рычать! -

 Мне сказал котёнок, -

 Мне бы только р-р-раз начать -

 Буду как тигррррёнок!

 

Хорошо получилось? И произношение «р» потренируем заодно!

В комментарии предлагаю бросать и свои пробы, и любые другие «звучащие» стихи, которые вспомните.


Анатолий Сторожев 10 мар 13, 09:20
+15 15

Научим наших детей читать. Часть 4. ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ продолжение

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Продолжаем говорить о поэзии. Начало разговора было здесь

 

Кроме буриме существуют и другие форматы поэтических игр.

Мы с дочкой (ей было лет 11) как-то поиграли в шутливое подражание старой английской поэзии. Я писал первую строчку или две – дочка продолжала, а потом – менялись ролями. В результате получилось такое вот печальное произведение (публикую в большом сокращении и в большом трепете):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи грустной овечки мистера Уизли

 

У мистера Уизли и мистера Гризли

Поссорились два петуха.

  Они так дрались, что наутро догрызли

  Хозяева их потроха.

 

У мистера Гризли за старым сараем

Жил рыжий растрёпанный пёс.

  Когда он соседа вкусил, пробегая,

  Хозяин смеялся до слёз.

 

У мистера Уизли - поверить вам сложно! –

Овца сочиняла стихи.

  Их бы в редакцию сдать было можно...

  Но хозяин любил шашлыки.

 

Продолжение каждой строфы появлялось почти автоматически, достаточно было удачно начать, скажем, в первых строчках было что-то такое:

О том, что Уизли держал крокодила,

Не знали соседи, пока…

Автор не виноват, рифма «рука» сама просится в 4 строку, деваться некуда )), а по содержанию и ритму выходит что-то совсем страшное.  Очень надеюсь, что вы меня простите за некоторую мрачноватость содержания…  Давайте-ка попробуем сочинить вместе что-то более позитивное.

Тащите детей, уже можно!

Задание. Я начинаю – вы с детьми продолжаете (кто справится – получает право выступить в роли автора первых строчек), вот вам на выбор несколько вариантов. Примерьтесь – что вам ближе и попробуйте продолжить, написать 3-ю и 4-ю строки вместе с детьми.

 

Воет ветер за окном,
В кресле дремлет кошка… (очень легкие рифмы: темно, немножко…)
 
Я шёл однажды вдоль реки,
Мотивчик напевая… (что тут просится… мужики… из водного трамвая…, 
а лучше – рыбаки… и - не зевая…)
 
Как прекрасно утром рано
Распахнуть окно.  (…барана? без обмана?.. нирвана?.. баклана?..)
 
Сегодня мне снился чудеснейший сон –
Взлетел я над городом нашим. (лучше без подсказок?)
 
Люблю я книжку почитать
В дождливую погоду. (в хорошую погоду занят другими делами)
 
Мой рыжий хвост всегда трубой!
Охотник я отменный. (гимн рыжего кота)

 

Выйди в лес, пройди немножко –
Попадёшь в волшебный мир… (это для любителей путешествий)

 

Цветок расцвел в пустыне, одинок.
    Кто насладится здесь его красою?..

(на любителей корейской поэзии)

 

 При необходимости слова в строчке можно поменять местами. И вообще, что мне вас ограничивать? Хотите заменить какое-то слово – тоже меняйте. Делайте что хотите )), лишь бы процесс пошел.

Важный момент. Творчество неподсудно. Если вам нравится ваше произведение - этого достаточно для публикации и никакие оценки не должны вас смущать. Договорились? Но мы пока всё же продолжим оценивать плюсиками понравившиеся стихи, просто для поддержания лёгкого игрового азарта.


Анатолий Сторожев 3 мар 13, 11:30
+17 46

Научим наших детей читать. Часть 4. ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ начало

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Часть 4. Поэтический клуб, от 4-5 лет и старше

Назвать этот раздел  можно «Литкафе» или «Поэтический кружок» - дело вкуса.  Мы предлагаем вам вместе с детьми попробовать писать стихи, читать их друг другу, издавать небольшие домашние сборники.  И даже немножко соревноваться. Дети удивительно чутки к поэзии, к ритму, к образному слову.  Для раскачки же навыка написания стихотворных произведений существует ряд приёмов. Начнём с игры, конечно.

 

Игра «буриме»

Это сочинение стихотворений обычно шуточного характера на заданные рифмы, которые должны быть связаны осмысленным текстом. Опытные игроки играют на заранее заданную тему. Рифмы должны быть достаточно интересные. Избегайте банальностей типа «брат – двоюродный брат» )).  

Для практики давайте сами немного посоревнуемся!

Составляйте в комментариях стихи на рифмы:

ученик – напрямик

Ой! – за сосной

 

в лесу – колбасу

колдуны – не страшны

 

На этом можно и остановиться, но кто разгонится – тому добавка:

филин – непосилен

никому – одному

 

барсук - недосуг

(от) порога - недотрога

 

Для самых продвинутых авторов объявляю тему: «Переосмысление физической картины мира». Остальные пишут на свободную тему.

Не забывайте, что рифмовать можно первую строку с третьей, а вторую – с четвертой. Строчки можно менять местами как угодно. Кроме того, мы не будем запрещать всяческие вольности в виде пятых висячих строк и прочих творческих загогулин. Творите, так и быть. Но для участия достаточно двух строчек с любыми рифмами!

Прошу всех голосовать за появляющиеся варианты. Кто наберёт больше очков, тот и выиграл.

 

Продолжение следует.


Анатолий Сторожев 27 фев 13, 18:38
+18 29
Темы с 1 по 10 | всего: 13

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев