Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Основная статья: Мышление

Набираем группу на курс МДР для взрослых "Корни развития"

Курс будет проходить в Москве.

Задача курса - целостное развитие участников по направлениям:

  • Мыщление;
  • Осознанность;
  • Воля;
  • Самоорганизация;
  • Способность созидания;
  • Способность испытывать радость в жизни.

Занятия - 1 раз в неделю в будни:

  • Дневная группа - в 10.30
  • Вечерняя группа - в 19.00

Подробное описание курса читайте здесь.

Контакты для связи:

+7-905-715-44-63

i.skirnevsky@gamil.com

Курс "корни развития"


Игорь Скирневский 27 окт 14, 12:25
0 0

Созидание для детей - идеология курса в одной презентации



Игорь Скирневский 21 май 13, 15:17
+11 4

Готовимся к 9 мая вместе с детьми.

На прошлое 9 мая мы с детьми собрали "Стену памяти".  Сделали подборку военных фотографий с комментариями. Более 100 фотографий, все периоды войны, все рода войск, наступления, отступления, передовая и тыл, бомбардировки и конц-лагеря. Много чего.

Распечатали. Каждую фотографию засунули в файл, чтобы не мокла. Вместе с детьми собрали это всё в один плакат и вывесили открыто.

И это оказалось очень важным. Люди подходили, смотрели, обсуждали. Старики улыбались. Дети рисовали мелом на тротуаре картинки, посвященные дню победы. И мы с ними обсуждали фотографии, чтобы у них действительно сложилось целостное представление о войне и военной истории.

Предлагаем Вам повторить наш опыт.

Вот наша подборка фотографий: http://yadi.sk/d/ZyjRQkK54UqE8

Внимание: была ошибочная ссылка. Теперь поправил.

Попробуйте. И ветеранам будет радость и детям - понимание.

 

 


Игорь Скирневский 1 май 13, 11:06
+23 7

Сверхшкольное образование МДР в Фэйсбуке

Разворачиваем группы МДР-образования в социальных сетях.

Сейчас - в Фэйсбуке: http://www.facebook.com/groups/377397772378840/

Скоро вывесим Вконтакте.


Игорь Скирневский 29 апр 13, 18:17
+5 0

"Делаем с детьми игрушки". ЗАДАНИЕ 3 - Бегом по арифметике

ЗАДАЧА

Сделать с детьми "беговое поле" из числового ряда и поиграть на нем "арифметические бега": Кидать кубик, двигать по ряду фигурки и, при этом, решать задачи на сложение.

Занятие рассчитано на детей от 4 до 9 лет. Младшие дети учатся считать. Старшие - нарабатывают навыки черчения, изготовления игр и тоже с радостью играют.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Берем кусок обоев, длиной 170 см и разлиновываем его в беговую дорожку.

 Берем второй кусок обов, длиной 60 см и разлиновываем на нем турнирную таблицу.

 В качестве "фишек" берем небольшие фигурки игрушек - лошадок, пингвинов и т.п. Или просто фишки. Еще понадобится игральный кубик.

Вот. Все готово.

ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка:

Заранее подготовьте, пожалуйста, материалы и инструмент. Вам понадобится:

  • Обои;
  • Рулетка;
  • Ножницы или нож;
  • Рейка или доска (в качестве линейки);
  • Бумажный скотч;
  • Карандаши и маркеры;
  • Фигурки игрушки;
  • Игральный кубик.

Информационная подготовка

Скачайте из сети и распечатайте несколько примеров, какие бывают кубки.

Распечатайте "беговое поле" и таблицу результатов.

Организационная подготовка:

Договоритесь с детьми, что будете делать с ними игрушки.

Сообщите, что будете делать не просто игрушку, а игру. Расскажите, что это за игра.

Попросите детей заранее подобрать фигурки, которыми они будут играть. 

ЗАНЯТИЕ:

Этапы занятия:

  1. Придумываем игру;
  2. Рисуем игру;
  3. Обсуждаем игру;
  4. Делаем игру;
  5. Обсуждаем игру и думаем, как в нее играть;
  6. Играем в игру;
  7. Подводим итоги.

1 этап: Придумываем игру

Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.

Покажите детям распечатку бегового поля, рулон обоев и рейку. Попросите их рассказать, как нарисовать такое поле на обоях.

Обсудите, сколько дорожек должно быть на беговом поле. Если ребенок один, то одна дорожка ему, вторая - маме или папе.

ВАЖНО: Если детей много - делайте поле короче - на 20 шагов. Действий в игре происходит много и при слишком долгой игре дети устают.

2 этап: Рисуем игру

Здесь дети рисуют не саму игру, а призовой кубок к ней.

Покажите детям рисунки кубков. Обсудите, что кубки бывают разные.

Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: нарисовать свой призовой кубок. Старайтесь использовать яркие цветные карандаши, чтобы рисунок был красивым и разноцветным.

Подскажите детям, что они могут нарисовать свой собственный кубок. Обсудите, как это может быть. Дайте им проявить фантазию.

Подскажите, что на кубке где-то должно быть написано имя ребенка. Тогда получится "кубок Вани", "кубок Маши".

Нюанс: Если ребенок один - нарисуйте еще "кубок мамы" и/или "кубок папы".

Если ребенок берется рисовать сам - не мешайте, пока он не остановится.

Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например - общий контур кубка.

Попросите детей написать имена на кубке. Если они не умеют писать - напишите текст за них или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе.

3 этап: Обсуждаем рисунки

Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:

  • Из каких частей состоит кубок?
  • Что на кубке написано? и т.п.

4 этап: Делаем игру

Возьмите и сделайте. При изготовлении поля:

  • Отрежьте кусок обоев (170 см для 30 шагов и 120 см для 20 шагов).
  • Разметьте и разлинуйте поле. Размер шага - 5 см. Лучше всего, если дети сами сделают разметку с Вашей помощью.
  • Обязательно дайте детям написать номера ячеек В КАЖДОЙ ЯЧЕЙКЕ, а также - "старт" и "финиш".

Аналогично сделайте на втором куске обоев таблицу результатов, разлинуйте и напишите имена участников.

Поле лучше закрепить на полу с помощью бумажного скотча. Не рекомендуем использовать обычный скотч - следы от него потом очень сложно оттирать.

Максимум операций давайте выполнить детям.

Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сами. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.

Внимание: После того, как игрове поле сделано, дайте детям отдохнуть минут 15. Занятие длинное. Дети могут уставать.

5 этап: Обсуждаем игру и думаем, как в нее играть

Попросите детей рассказать, как будем играть в игру. Задайте вопросы:

  • Зачем нужно поле?
  • Зачем нужны фигурки?
  • Зачем нужен кубик?
  • Как фигурки будут ходить?
  • Куда будем писать результаты? и т.п.

Попробуйте вместе придумать историю - откуда взялась игра, кто в нее играет и т.п.

6 этап: Играем в игру

Процесс игры происходит следующим образом:

Ребенок кидает кубик.

Если его фишка стоит на старте – он САМ записывает в таблице результатов выпавшее число.

Если фишка стоит на каком-то шаге – ребенок САМ записывает пример и двигая фишку вычисляет результат.

Если ребенок не умеет писать – напишите ему, как пишутся числа и знаки и дайте скопировать.

ПРИМЕР:

Фишка стоит на поле 4. На кубике выпало 5. Записываем в таблице результатов: 4+5=

Если ребенок может это посчитать в уме - сразу записываем результат и двигаем фишку.

Если не может - двигаем фишку по полю на 5 шагов и смотрим, на какую позицию попала фишка. Результат записываем: 4+5=9

В итоге, таблица должна выглядеть так:

В процессе давайте детям говорить за их фигурки. Задавайте их фигуркам вопросы и давайте детям ответить.

Полезно вести "спортивные комментарии".

Выигравший - получает кубок. Те, кто идут следом - тоже получают кубки. Наша практика показывает, что дети любят получать именно те кубки, которые сами нарисовали.

Если есть возможность - сыграйте несколько партий. Так лучше закрепляется навык.

ВАЖНО: Иногда дети проигрывают и расстраиваются. Это ценная ситуация - детям важно уметь не только выигрывать, но и проигрывать. Точнее - держать себя в руках при проигрыше. 

При проигрыше важно поддержать ребенка. Обсудить, что бывают и победы и поражения. Найти хорошие стороны в том, как шла игра.

Полезный аргумент для маленьких детей: проиграл игру, зато выиграл - научился решать такие примеры. 

Хорошо, также, показать ребенку, как красиво он рисовал кубок, писал примеры, как хорошо делал игровое поле и т.п.

7 этап: Подводим итоги:

Обсудите с детьми занятие.

Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают".

Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали.

Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие.Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.

Задавайте уточняющие вопросы:

  • Что было самым интересным?
  • Что было самым радостным?
  • Что было непонятно?
  • Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.

В сделанную игру полезно сыграть еще несколько раз в тот же день или позже

По возможности, снимайте процесс на фото и видео.

Потом это можно показать детям – они очень любят на себя смотреть.

Также будем рады видеть ваши материалы на сайте.

УлыбаетсяВнимание: Если Вы снимаете свой материал на видео и планируете выложить на сайт ролик - свяжитесь пожалуйста с нами.

Подскажем, как лучше сделать сценарий и монтаж.

Материалы к курсу

Анонс

Задание 1

Результаты к заданию 1

Задание 2

 Добавили к занятию фильм:

http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43232308037/Begom-po-arifmeti....

 


Игорь Скирневский 20 фев 13, 14:18
+21 17

Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАЧА

Сделать с детьми тряпичных человечков (кукол) и поиграть с ними

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Берем две полоски ткани. Примерные размеры 8*20 см и 8*40 см. Ткань должна быть не скользкой (хб, лён и т.п.) и однотонной, чтобы на ней потом можно было рисовать. 

Совмещаем полоски серединами и складываем пополам. В месте перегиба полосок у человечка будет голова. Короткая полоска будет руками. Длинная полоска - ноги и туловище. 

Обматываем полоски ткани ленточкой на расстоянии 2-2.5 см от места перегиба и делаем на ленточке узел - формируем голову и шею. Обматываем полоски ткани ленточкой на расстоянии 5-7 см шеи - формируем туловище. 

Обматываем ленточкой концы полосок - формируем концы рук и ног. Простейшая кукла готова. Получается просто и приятно на ощупь.

Дальше начинаются вариации:

  • Человечка можно одеть, как мужчину или как женщину.
  • Можно сделать юбку из куска ткани или обрезка цветного носка (надевается на фигурку как трубка).
  • Из кусков ткани и разноцветных лент можно делать пиджаки, шарфы, пояса. Или, к примеру, пончо.
  • Из фольги можно сделать латы или скафандр.
  • Лицо можно раскрасить фломастерами или расшить нитками.
  • Из пучка шерстяных ниток можно сделать волосы.
  • В качестве глаз можно пришить небольшие пуговицы.

Вариантов много. Подумайте вместе с детьми, что еще можно сделать.

НЮАНСЫ

Чтобы кукла была долговечнее, рекомендуем места стяжки прошить парой стежков. Без этого они могут развязаться или сползти. Шить лучше после того, как фигурка готова целиком и ребенок подержал ее в руках.

Полезно сделать несколько человечков и играть с ними вместе.

Кстати, подобную куклу можно сделать из соломы, пучка шерстяных ниток и еще много из чего.

ГЛАВНОЕ - РАДОСТЬ

Нет задачи, чтобы ребенок сделал все сам. Главное, чтобы он получил радость от процесса. Если ему будет радостно - он сам всему научится. Если почувствует давление - замкнется и больше не захочет заниматься.

Предлагайте ребенку делать разные операции: резать полоски, обматывать, завязывать узлы, шить, рисовать. Что у ребенка получается - давайте ему довести до конца. Что не получается - делайте вместе или сделайте сами.

Учитывайте, что многие операции для детей сначала сложны. Например, им сложно вязать узлы. Но интересно.

ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЯ

Техническая подготовка:

Заранее подготовьте, пожалуйста материалы и инструмент. Вам понадобится:

  • Нескользкая светлая однотонная ткань (хб, лен и т.п.);
  • Узкие ленточки для перевязки (лучше, несколько разных, от 4 мм и шире);
  • Разные ткани и / или фольга для украшений;
  • Фломастеры (лучше берите яркие цвета - светло синий, зеленый, оранжевый);
  • Иголка и нитки;
  • Ножницы;
  • Бумага, карандаши, стёрка. 

Информационная подготовка:

Полезно провести занятие с какой-либо озвучкой: кукла может танцевать, ходить под марш, красться под шум леса.

Подберите заранее музыку и звуки, которые будете применять во время игры. Кстати, это может оказаться хорошим поводом познакомить ребенка с классической музыкой и связать с ней положительные эмоции.

Организационная подготовка:

Догворитесь с детьми, что будете делать с ними игрушки. Сообщите, что будете делать фигурки (куклы) человечков.

Обсудите - кого дети хотели бы сделать: мужчин или женщин, каких профессий и т.п. Подумайте, какие дополнительные материалы могут Вам понадобиться и подготовьте их.

Подумайте, что может пригодиться при игре. Например, из чего можно сделать домик, кроватку, одеяло и т.п. Подготовьте необходимое.

ЗАНЯТИЕ

Этапы занятия

  1. Придумываем игрушку;
  2. Рисуем игрушку;
  3. Обсуждаем рисунки;
  4. Делаем игрушку;
  5. Обсуждаем игрушку и думаем, как с ней играть;
  6. Играем и сочиняем сказку;
  7. Подводим итоги.

1 этап: Придумываем игрушку

Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.

Отрежьте две полоски ткани. Попробуйте вместе с детьми их поскладывать в пробраз желаемой фигуры. Обсудите, где будет голова, руки, ноги, как их можно стягивать ленточками и т.п. 

Процесс диалога лучше снимать на видео и запись потом показывать детям. Разговор "на камеру" хорошо развивает речь, а дальнейший просмотр доставляет радость.

2 этап: Рисуем игрушку

Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: нарисовать человечка, которого будем делать. Старайтесь использовать яркие цветные карандаши, чтобы рисунок был красивым и разноцветным.

Если ребенок берется рисовать сам – не мешайте, пока он не остановится. Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например – общий контур куклы.

Обсудите с детьми: где и какие детали нужны. Дайте детям нарисовать эти детали.

Попросите детей написать названия каких-то частей рисунка. Если они не умеют писать - напишите текст за них. Или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе. От надписей поставьте стрелочки к описываемым частям.

3 этап: Обсуждаем рисунки

Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:

  • Какие части нарисованы?
  • Как они будут соединяться?
  • Что написано? и т.п.

В процессе, сравнивайте рисунок и будущие элементы игрушки. Важно, чтобы дети подробно рассказали про свой рисунок и связали его техникой изготовления.

4 этап: Делаем игрушку

Как придумали вместе с детьми, так и делайте :-).

Максимум операций давайте выполнить детям. На себя берите то, что им заведомо сложно или опасно. Например - шитье ниткой и иголкой или завязывание узлов.

Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сам. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.

Давайте детям подержать в руках сложные и опасные инструменты. Обсуждайте - как ими действовать безопасно.

На каждом этапе изготовления останавливайтесь и обсуждайте результат:

  • Давайте детям подержать заготовку в руках, посмотреть ее.
  • Давайте потрогать места крепления, разреза и т.п.

Обязательно называйте каждый применяемый материал и инструмент - важно, чтобы дети это запоминали.

Когда базовая кукла будет готова, дайте детям ее раскраситьВместе подумайте, как можно сделать ей дополнительную одежду и детали. Что придумали - сделайте.

5 этап: Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть

Придумайте кукле имя.

Обсудите с детьми, как играть с куклой и что для этого нужно и что для этого нужно.

Обсудите, что может делать кукла:

  • Ходить
  • Спать
  • Танцевать
  • Играть
  • Летать на космическом корабле
  • Жить в домике и т.п.

Подумайте, с какими имеющимися игрушками кукла может взаимодействовать: лошадки, собачки, другие куклы...

Обсудите с детьми сказку про игрушку:

  • Какие персонажи будут в сказке?
  • Где будут происходить события?
  • О чем мечтают герои событий, к чему они стремятся?
  • Что может происходить в сказке?

6 этап: Играем и сочиняем сказку

Поиграйте с детьми. То, что происходит, озвучивайте как сказку.

В процессе давайте детям говорить за персонажей. Создавайте различные ситуации и давайте детям придумать - что произойдет дальше.

Процесс лучше снимать на видео, чтобы дети потом посмотрели, что у них получилось.

7 этап: Подводим итоги:Обсудите с детьми занятие

Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают".

Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали. Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие. Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.

Задавайте уточняющие вопросы:

  • Что было самым интересным?
  • Что было самым радостным?Что было непонятно?
  • Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.

После занятия дайте детям самим поиграть со сделанной игрушкой (или игрушками).

ИСТОРИЯ КУРСА

Анонс

Задание №1

Итоги первого задания Всем смотреть. По мне - это прекрасно.

Пример 1

Пример 2

Пример 3 (дети, проходящие курс, сами делают игрушки)


Игорь Скирневский 11 фев 13, 13:16
+29 5

А теперь дети сами делают игрушки

Два месяца назад мы начали занятия по курсу "Делаем с детьми игрушки" с моими детьми.

И это уже стало давать результаты - дети начали делать игрушки сами. Причем не просто игрушки, а сложные комплексы.

Вот, посмотрите, как моя дочь Лиса построила и оборудовала больницу.

Идея и все технические решения - ее. Я только подсказывал, какие бывают отделения.

Интересна причина, по которой девочка взяласть все это делать: Когда мы играли в лифт - сделали этажи, на которых можно ставить фигурки. Этажи узкие и фигурки иногда оттуда падали. Лиса подумала, что игрушкам может быть больно и сделала для них больницу. 

С моей точки зрения, хороший пример понимания причинно-следственных связей.

:-)


Игорь Скирневский 5 фев 13, 13:26
+22 1

Делаем с детьми лифт. 2-й пример занятия к курсу "Делаем с детьми игрушки"

 

Собрали с детьми лифт двух блоков, веревки и коробки от плавленного сыра.

Придумали вместе конструкцию. Дети ее нарисовали. Вместе собрали.

Обратите внимание - делая надписи к конструктивным элементам дети учатся писать.

Вот, что из этого получилось:

Здесь только первая часть. Скоро опубликуем вторую - там для лифта делали этажи и сказку рассказывали про жителей на этих этажах.

Тем, кто не видел раньше, рекомендуем посмотреть первый пример: делаем с детьми кораблик

Первое задание к курсу "делаем с детьми игрушки" здесь


Игорь Скирневский 29 янв 13, 23:17
+20 2

Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет

Цель программы – развитие и поддержка познавательной активности ребенка, формирование навыков исследовательской деятельности и системного мышления.

Методические особенности – простота и доступность опытов и демонстраций, в построении объяснений учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Опыты проводятся практически на каждом занятии, к некоторым занятиям подбираются или придумываются вместе с детьми игры. Домашние задания даются, но не в обязательном порядке, в начале каждого занятия обсуждаются.   Обозначения и формулы используются только в занятиях с детьми 9 лет и старше.

Примечание - занятия адаптируются индивидуально и могут занять больше или меньше времени. Программа рассчитана на 2 года при 1 занятии в неделю, но может занять значительно больше времени при увеличении количества опытов, задач и игр. Предполагается описание программы-продолжения, в которой будет уделено внимание  проектированию.

Тема 1. Световые явления. (8 занятий)

1-е занятие.

Что человек может знать об окружающем мире.

Что такое наблюдение, зачем человек наблюдает.

Как наблюдения помогали древнему человеку жить.

Учимся наблюдать.

Чем полезны вопросы. Какие вопросы бывают. Учимся задавать вопросы.

Как люди в разные времена отвечали на вопросы о мире.

Миф, сказка, религия и наука – в чем отличие.

Выбираем наблюдение и  сочиняем ответ-сказку.

Работаем с наблюдением научно – исследование.

2-е занятие.

Наше первое исследование – изучаем тень.

Чем это исследование может быть полезно человеку (солнечные часы и др.)

Цель и задача – в чем разница.

Ставим задачи для исследования.

3-е занятие.

Источники света.

Продолжаем исследование (тени), высказываем и записываем результат.

(Разные предметы, разные условия).

Что мы узнали о свете. Какие вопросы о свете мы можем придумать.

4-е занятие.

Опыты с зеркалом. Что нового о свете мы можем узнать с помощью зеркала.

5-е занятие.

Человеческий глаз – оптический прибор.

Когда глаза обманывают. Как это проверить. Почему это происходит.

6-е занятие.

Свет и вода. Наблюдаем световой луч в воде.

Что нового мы узнали. Придумываем вопросы и задачи.

7-е занятие.

Призма. Откуда берется радуга.

Обобщение  - законы оптики (прямолинейность светового луча, отражение, преломление).  Что еще мы сможем узнать в дальнейшем (загадки цвета и другие).

8-е занятие.

Игра

Тема 2. Электричество и магнетизм. (6 занятий)

1-е занятие.

Электризация. Опыты с различными материалами. Вопросы.

2-е занятие.

Пытаемся ответить на поставленные на прошлом занятии вопросы.

Понятие о строении вещества (молекула, атом, электрон).

Разноименные и одноименные заряды и их взаимодействия. Опыты.

3-е занятие.

Понятие об электрическом токе. Составляем электрическую цепь.

Источники электрического тока. Сами делаем батарейку.

4-е занятие.

Свойства электрического тока. Электродвигатель.

5-е занятие.

Электромагнит.

Постоянный магнит. Компас. Магнитное поле.

Опыты с магнитом.

6-е занятие.

Игры с магнитом.

Тема 3. Тепловые явления и молекулярное строение вещества. (7 занятий)

1-е занятие.

Явление диффузии. Сравниваем горячую и холодную воду.

Говорим о молекулярном строении вещества.

Запах. Обоняние человека и животных.

2-е занятие.

Теплопроводность.

Температура и ее измерение.

Как ещё может передаваться тепло.

Простые качественные задачи, обсуждение наблюдений.

3-е занятие.

Вода и лед (снег), их свойства при изменении температуры.

Обсуждаем наблюдения.

Понятие об агрегатных состояниях вещества.

4-е занятие.

Испарение. Парообразование.

Бытовые примеры и простые опыты.

Туман, иней, облака.

5-е занятие.

«Сильные» молекулы-«пограничники» (поверхностное натяжение жидкости).

Опыты с водой и растительным маслом.

Как ведут себя молекулы в твердых и жидких предметах (веществах).

6-е занятие.

Капиллярные явления.

Простые опыты (бумажная лилия и другие)

Как пьют деревья.

7-е занятие.

Игра

Тема 4. Понятия о силах. (11 занятий)

1-е занятие.

Давление. Почему лыжи не проваливаются в снег.

Давление в жидкости. Опыт с «водолазом».

Трудно ли сжать воздух.

2-е занятие.

Плавание тел.

Закон Архимеда (кричим – «эврика»!).

Игра.

3-е занятие.

Трение.

Почему и как человек придумал колесо.

«Воображариум» - что бы произошло, если бы трения не было.

Игра «как победить трение».

4-е занятие.

Почему и как тела падают. Сопротивление воздуха.

Сила тяготения. Что такое вес тела и как его измерить

5-е занятие.

Сила упругости.

Придумываем игры с пружинами и резинками.

6-е занятие.

Говорим о направлении действия сил (понятие о векторе), рисуем силы-векторы.

Вспоминаем предыдущие опыты и рисуем силы-векторы.

Игра.

7-е занятие.

«Карусель». Центробежная и центростремительная силы.

Делаем карусель, обсуждаем.

Опыт на улице с ведерком с водой.

8-е занятие.

Почему и как летит бумажный самолетик.

Когда воздух помогает и когда мешает.

Соревнования самодельных самолетиков.

9-е занятие.

Делаем парашют и вертолет (из бумаги).

Сравниваем их движение с комком такой же бумаги, обсуждаем результат.

Качественные задачи и наблюдения.

10-е занятие.

Итоговое занятие – мы знаем, почему предметы могут двигаться.

А если они не двигаются? Действуют на них силы?

Что еще может сделать сила? (Деформация)

11-е занятие.

Игра

Тема 5. Что еще можно узнать о движении и о веществах (14 занятий)

1-е занятие.

Где оказался автомобиль? Понятие о координатах.

Вспоминаем игру «морской бой»

Придумываем игры и ситуации с координатами.

2-е занятие.

Точка отправляется в путешествие. Путь и траектория.

Движемся как – прямо или криво?

Рисуем маршруты, измеряем путь и длину траектории.

3-е занятие.

Время. Зачем и как его измерять.

Как люди придумали часы.

Изобретаем часы.

4-е занятие.

Быстро и медленно – как описать? Понятие скорости

От чего она зависит. Устраиваем «гонки».

5-е занятие.

Движение большого и малого.

Планета и молекула – что общего? В чем различие?

Игра.

6-е занятие.

Движение вещества и в веществе. Как движется воздух?

Что умеют потоки воздуха? (Вспоминаем про самолетик и парашют)

Задуваем свечу (с экраном, с бутылкой).

7-е занятие.

Кстати о свече – что такое огонь? Зачем огню воздух?

Опыты со свечой.

8-е занятие.

Еще о свойствах воздуха.

Как сдуть монету в чашку.

Можно ли задуть бумажный шарик в бутылку, обсуждаем, почему не получается.

Дуем на свечу через воронку.

Теперь мы знаем закон Бернулли!

9-е занятие

Вспоминаем капиллярные явления.

Использование к.я. в технике и быту.

Изобретаем.

10-е занятие.

Как вода «давит». Опыты с бутылками.

Закон Паскаля.

11-е занятие.

Когда вода становится «сильнее» или из чего сделаны мыльные пузыри.

Вода и воздух (опыты с пузырьками воздуха в воде).

Зачем пузырьку мыло?

12-е занятие.

Копилка вопросов о мыльных пузырях (почему пузыри разного размера, почему они лопаются, почему некоторые прилипают друг к другу, почему они круглые и т.п.)

13-е занятие.

Какими еще бывают пузыри? (Пускаем воду в растительное масло, обсуждаем получившиеся пузыри).

Капля. Что общего и в чём отличие от пузыря.

14-е занятие.

Изобретения и пузыри. Пузыри полезные и вредные.

Игра-соревнование.

Тема 6. Колебания и волны. Звук. (6 занятий)

1-е занятие.

Все, что мы можем сказать о маятнике.

Понятие о частоте колебаний.

Колебания в природе.

2-е занятие.

Такая знакомая волна.

Откуда берутся звуки? Простые опыты.

Загадки и отгадки.

3-е занятие.

Резонанс и резонаторы. Почему мост рухнул.

Музыкальные инструменты.

4-е занятие.

Как мы слышим звук? Скорость звука в различных веществах.

Секрет ковбоя.

5-е занятие.

Эхо и летучая мышь.

Как «видит» подводная лодка.

Как делаются некоторые изобретения.

6-е занятие.

Игра.

Тема 7. Все о свете. (5 занятий)

1-е занятие.

Что мы уже знаем о свете (геометрическая оптика). Вспоминаем первую тему. Сравниваем звук и свет. Волновые свойства света.

Слегка приоткрой глаза или каким мы видим свет через ресницы (дифракция).

2-е занятие.

Опять наблюдаем мыльные пузыри. (Интерференция).

Наблюдения, обсуждаем природные явления.

3-е занятие.

Свет и спектр излучения.

Вся правда о лете (ультрафиолетовое излучение).

4-е занятие.

Почему свет согревает (инфракрасное излучение)

5-е занятие.

Игра.

Тема 8. Машины и механизмы. (4 занятия)

1-е занятие.

Дайте точку опоры…(рычаг)

2-е занятие.

Подъемный кран  (блок)

3-е занятие.

Секреты наклонной плоскости.

4-е занятие.

Работа, работа…

Тема 9. Знакомимся с энергией. (6 занятий)

1-е занятие.

Вспоминаем о тепле. Понятие об энергии.

Тепловая энергия

2-е занятие.

Механическая энергия или как забивать сваи.

Задачи качественные и весёлые.

3-е занятие.

Энергия магнита и электричества.

«Воображариум»

4-е занятие.

Люди и энергетика.

Про электростанции и атомную бомбу.

«Воображариум»

5-е занятие.

Этот великий закон (сохранения энергии).

Опыты. Наблюдения. Задачи.

6-е занятие.

Игра.

Тема 10. Секреты изобретений – ТРИЗ (5 занятий)

Всего в программе 72 ч

 

*Методические материалы и видеозаписи к программе - в разработке


Виктория Базеева 11 дек 12, 20:32
+14 12

Задайте вопрос про ложку! - основы мышления

Одно из важных качеств успешного ученика - умение задавать вопросы и находить на них ответы. Полагаем, что умение спрашивать и отвечать - первый признак возникающего мышления.

Существует множество способов поддержания и развития детской любознательности. В этом фильме - один из таких способов.

Для проведения занятия вам потребуется "шпаргалка" - лист с опорными вопросами: что? кто? когда? сколько? для чего? чем? из чего? где? почему? в чем?.. и т.п. Чем больше вопросов, тем интереснее может получится игра.  При количестве участников больше трёх можно предложить ребятам работать "по круговой системе": кто ответил на вопрос, получает право задать следующий.

Игра развивает логику, эрудицию и формирует привычку задавать вопросы. Для того, чтобы сформулировать не пустой вопрос, необходима минимальная рефлексия - нужно в своём мышлении отделить знаемое от незнаемого, понятное от непонятного, да ещё и дать этому незнаемому и непонятному логическую формулировку в словесной форме, а в идеале ещё и соотнести свой вопрос с позицией того, к кому он обращён. Этот навык необходимо развивать достаточно настойчиво, регулярно. Учтите, что в массовой школе многие учителя не только не развивают у детей привычку спрашивать, но и блокируют саму возможность что-то спросить даже по изучаемому материалу. Грозное: "Я понятно говорю?!" такую возможность тоже не создаёт.

Сам объект игры - ложка - был выбран не совсем случайно. Мы хотели начать разговор с чего-то предельно простого, обыденного и показать, что за самой простой вещью может скрываться бездна неизвестного. Обратите внимание, что в фильме на самом деле три объекта рассмотрения. От ложки ведущий перешёл к доске, а затем - к шахматам.  Задать вопрос по поводу шахматной стратегии на самом деле ничуть не сложнее, чем про ложку.  В конце занятия с детьми была достигнута важная договорённость: на ближайших занятиях в школе они обязательно будут задавать вопросы учителям. "Шпаргалки" можно забрать с собой!


Анатолий Сторожев 7 дек 12, 17:01
+6 0
Темы с 1 по 10 | всего: 13

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев