Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Основная статья: Мирознание

Научим наших детей читать. Часть 1. КУРС АРИНЫ РОДИОНОВНЫ

 

Начинаем серию статей, посвященных чтению и литературному образованию.


Введение
Самое простое, что мы можем сделать для своих детей в плане их начального  образования - научить читать.  Сколько копий ломаем по поводу слабой работы школы, но ведь включить этот ресурс – только наша внутрисемейная задача.   Мы - самая читающая нация в мире.  Ну... так было ещё недавно...  Знаете сколько люди читают? Лидеры по данным 4-летней давности:

1. Индия   10,7 часа в неделю.
2. Таиланд   9,4 часа в неделю.
3. Китай   8,0 часов в неделю.
4. Филиппины   7,6 часа в неделю.
5. Египет   7,5 часа в неделю.
6. Чехия   7,4 часа в неделю.
7. Россия   7,1 часа в неделю.

Однако, и семи часов в неделю вполне хватит, чтобы ввести человека в пространство культуры. Надо лишь грамотно распорядиться этим ресурсом.

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Первый вопрос, который часто задают молодые родители: когда надо начинать учить ребёнка читать?
Нащ ответ неа этот вопрос простой: примерно за полгода до рождения ребёнка.
Первый "предмет", который ребёнок "изучает" ешё до появления на свет, называется так:


Часть1. Курс Арины Родионовны, для детей от - 0,5 до +7 лет.

Так мы решили назвать программу помогающую молодым родителям включить механизмы тонких культурных настроек, которыми испокон веков владели наши Предки.
Мы учитываем, что ещё до рождения, в утробе матери, ребёнок вполне воспринимает окружающие звуки, настраивается на получаемые вибрации.
Уже в этом возрасте он – ваш самый внимательный слушатель. Колыбельные, народные напевы, наши лучшие стихи и сказки – это та тонкая материя, из которой и будет соткано полотно формирующегося сознания.  Главное здесь – запоминающийся ритм, мелодия языка и Ваш голос:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,

И серенький волчок - не совсем маленький серый волк, это первое сказочное существо, с которым мы сталкиваемся в жизни. Немножко страшный... и страшно волшебный.  На краю... сознания... понимаешь: он не злой, он ... свой. Воображение включается, требуя развития сюжета. А мама продолжает и уже сочиняет колыбельную по ходу дела, не особо придерживаясь "канонического" текста, так и надо, это же свободное народное творчество, более того - это Традиция.

Итак, молодая семья за полгода-год до рождения ребёнка закупает не только пелёнки. Есть кое-что поважнее. Первое - мы заводим альбом колыбельных и русских народных песен, учимся петь.


Далее в дело идут русские народные сказки: Машенька и медведь, Колобок, Теремок, Репка, Курочка Ряба - их очень много, самых разных, составьте для себя список, например отсюда.
Но и это не всё. Хороводные песни, заклички, потешки, считалочки, загадки, пальчиковы игры... Народный фольклор - это тот фундамент, на котором будет возводиться дальнейшее образование.

Волшебные ритмы сказок Пушкина, «Конёк-Горбунок», русские народные сказки – дарите ребёнку эти сокровища, не утруждая себя вопросами: а не рано ли ему? а понимает ли он? 
Он всё воспринимает – как минимум, а многие родители знают, что и всё понимает.

Задания для родителей:

1. Завести альбом народного творчества, составить для себя "Список Арины Родионовны". Рекомендуем начать его наполнение с тех ресурсов, на которые есть ссылки в тексте. Дополните этот ресурс собственными источниками.

2. Возьмите себе за правило петь ребенку, рассказывать сказки не только на ночь... Иногда сами, вместе с ребенком, слушайте хорошую мелодичную музыку и песни.

3. Периодически меняйте репертуар.

 

Тема следующего разговора: 

2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 лет

 

 


Анатолий Сторожев 1 фев 13, 20:59
+50 11

Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет

Цель программы – развитие и поддержка познавательной активности ребенка, формирование навыков исследовательской деятельности и системного мышления.

Методические особенности – простота и доступность опытов и демонстраций, в построении объяснений учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Опыты проводятся практически на каждом занятии, к некоторым занятиям подбираются или придумываются вместе с детьми игры. Домашние задания даются, но не в обязательном порядке, в начале каждого занятия обсуждаются.   Обозначения и формулы используются только в занятиях с детьми 9 лет и старше.

Примечание - занятия адаптируются индивидуально и могут занять больше или меньше времени. Программа рассчитана на 2 года при 1 занятии в неделю, но может занять значительно больше времени при увеличении количества опытов, задач и игр. Предполагается описание программы-продолжения, в которой будет уделено внимание  проектированию.

Тема 1. Световые явления. (8 занятий)

1-е занятие.

Что человек может знать об окружающем мире.

Что такое наблюдение, зачем человек наблюдает.

Как наблюдения помогали древнему человеку жить.

Учимся наблюдать.

Чем полезны вопросы. Какие вопросы бывают. Учимся задавать вопросы.

Как люди в разные времена отвечали на вопросы о мире.

Миф, сказка, религия и наука – в чем отличие.

Выбираем наблюдение и  сочиняем ответ-сказку.

Работаем с наблюдением научно – исследование.

2-е занятие.

Наше первое исследование – изучаем тень.

Чем это исследование может быть полезно человеку (солнечные часы и др.)

Цель и задача – в чем разница.

Ставим задачи для исследования.

3-е занятие.

Источники света.

Продолжаем исследование (тени), высказываем и записываем результат.

(Разные предметы, разные условия).

Что мы узнали о свете. Какие вопросы о свете мы можем придумать.

4-е занятие.

Опыты с зеркалом. Что нового о свете мы можем узнать с помощью зеркала.

5-е занятие.

Человеческий глаз – оптический прибор.

Когда глаза обманывают. Как это проверить. Почему это происходит.

6-е занятие.

Свет и вода. Наблюдаем световой луч в воде.

Что нового мы узнали. Придумываем вопросы и задачи.

7-е занятие.

Призма. Откуда берется радуга.

Обобщение  - законы оптики (прямолинейность светового луча, отражение, преломление).  Что еще мы сможем узнать в дальнейшем (загадки цвета и другие).

8-е занятие.

Игра

Тема 2. Электричество и магнетизм. (6 занятий)

1-е занятие.

Электризация. Опыты с различными материалами. Вопросы.

2-е занятие.

Пытаемся ответить на поставленные на прошлом занятии вопросы.

Понятие о строении вещества (молекула, атом, электрон).

Разноименные и одноименные заряды и их взаимодействия. Опыты.

3-е занятие.

Понятие об электрическом токе. Составляем электрическую цепь.

Источники электрического тока. Сами делаем батарейку.

4-е занятие.

Свойства электрического тока. Электродвигатель.

5-е занятие.

Электромагнит.

Постоянный магнит. Компас. Магнитное поле.

Опыты с магнитом.

6-е занятие.

Игры с магнитом.

Тема 3. Тепловые явления и молекулярное строение вещества. (7 занятий)

1-е занятие.

Явление диффузии. Сравниваем горячую и холодную воду.

Говорим о молекулярном строении вещества.

Запах. Обоняние человека и животных.

2-е занятие.

Теплопроводность.

Температура и ее измерение.

Как ещё может передаваться тепло.

Простые качественные задачи, обсуждение наблюдений.

3-е занятие.

Вода и лед (снег), их свойства при изменении температуры.

Обсуждаем наблюдения.

Понятие об агрегатных состояниях вещества.

4-е занятие.

Испарение. Парообразование.

Бытовые примеры и простые опыты.

Туман, иней, облака.

5-е занятие.

«Сильные» молекулы-«пограничники» (поверхностное натяжение жидкости).

Опыты с водой и растительным маслом.

Как ведут себя молекулы в твердых и жидких предметах (веществах).

6-е занятие.

Капиллярные явления.

Простые опыты (бумажная лилия и другие)

Как пьют деревья.

7-е занятие.

Игра

Тема 4. Понятия о силах. (11 занятий)

1-е занятие.

Давление. Почему лыжи не проваливаются в снег.

Давление в жидкости. Опыт с «водолазом».

Трудно ли сжать воздух.

2-е занятие.

Плавание тел.

Закон Архимеда (кричим – «эврика»!).

Игра.

3-е занятие.

Трение.

Почему и как человек придумал колесо.

«Воображариум» - что бы произошло, если бы трения не было.

Игра «как победить трение».

4-е занятие.

Почему и как тела падают. Сопротивление воздуха.

Сила тяготения. Что такое вес тела и как его измерить

5-е занятие.

Сила упругости.

Придумываем игры с пружинами и резинками.

6-е занятие.

Говорим о направлении действия сил (понятие о векторе), рисуем силы-векторы.

Вспоминаем предыдущие опыты и рисуем силы-векторы.

Игра.

7-е занятие.

«Карусель». Центробежная и центростремительная силы.

Делаем карусель, обсуждаем.

Опыт на улице с ведерком с водой.

8-е занятие.

Почему и как летит бумажный самолетик.

Когда воздух помогает и когда мешает.

Соревнования самодельных самолетиков.

9-е занятие.

Делаем парашют и вертолет (из бумаги).

Сравниваем их движение с комком такой же бумаги, обсуждаем результат.

Качественные задачи и наблюдения.

10-е занятие.

Итоговое занятие – мы знаем, почему предметы могут двигаться.

А если они не двигаются? Действуют на них силы?

Что еще может сделать сила? (Деформация)

11-е занятие.

Игра

Тема 5. Что еще можно узнать о движении и о веществах (14 занятий)

1-е занятие.

Где оказался автомобиль? Понятие о координатах.

Вспоминаем игру «морской бой»

Придумываем игры и ситуации с координатами.

2-е занятие.

Точка отправляется в путешествие. Путь и траектория.

Движемся как – прямо или криво?

Рисуем маршруты, измеряем путь и длину траектории.

3-е занятие.

Время. Зачем и как его измерять.

Как люди придумали часы.

Изобретаем часы.

4-е занятие.

Быстро и медленно – как описать? Понятие скорости

От чего она зависит. Устраиваем «гонки».

5-е занятие.

Движение большого и малого.

Планета и молекула – что общего? В чем различие?

Игра.

6-е занятие.

Движение вещества и в веществе. Как движется воздух?

Что умеют потоки воздуха? (Вспоминаем про самолетик и парашют)

Задуваем свечу (с экраном, с бутылкой).

7-е занятие.

Кстати о свече – что такое огонь? Зачем огню воздух?

Опыты со свечой.

8-е занятие.

Еще о свойствах воздуха.

Как сдуть монету в чашку.

Можно ли задуть бумажный шарик в бутылку, обсуждаем, почему не получается.

Дуем на свечу через воронку.

Теперь мы знаем закон Бернулли!

9-е занятие

Вспоминаем капиллярные явления.

Использование к.я. в технике и быту.

Изобретаем.

10-е занятие.

Как вода «давит». Опыты с бутылками.

Закон Паскаля.

11-е занятие.

Когда вода становится «сильнее» или из чего сделаны мыльные пузыри.

Вода и воздух (опыты с пузырьками воздуха в воде).

Зачем пузырьку мыло?

12-е занятие.

Копилка вопросов о мыльных пузырях (почему пузыри разного размера, почему они лопаются, почему некоторые прилипают друг к другу, почему они круглые и т.п.)

13-е занятие.

Какими еще бывают пузыри? (Пускаем воду в растительное масло, обсуждаем получившиеся пузыри).

Капля. Что общего и в чём отличие от пузыря.

14-е занятие.

Изобретения и пузыри. Пузыри полезные и вредные.

Игра-соревнование.

Тема 6. Колебания и волны. Звук. (6 занятий)

1-е занятие.

Все, что мы можем сказать о маятнике.

Понятие о частоте колебаний.

Колебания в природе.

2-е занятие.

Такая знакомая волна.

Откуда берутся звуки? Простые опыты.

Загадки и отгадки.

3-е занятие.

Резонанс и резонаторы. Почему мост рухнул.

Музыкальные инструменты.

4-е занятие.

Как мы слышим звук? Скорость звука в различных веществах.

Секрет ковбоя.

5-е занятие.

Эхо и летучая мышь.

Как «видит» подводная лодка.

Как делаются некоторые изобретения.

6-е занятие.

Игра.

Тема 7. Все о свете. (5 занятий)

1-е занятие.

Что мы уже знаем о свете (геометрическая оптика). Вспоминаем первую тему. Сравниваем звук и свет. Волновые свойства света.

Слегка приоткрой глаза или каким мы видим свет через ресницы (дифракция).

2-е занятие.

Опять наблюдаем мыльные пузыри. (Интерференция).

Наблюдения, обсуждаем природные явления.

3-е занятие.

Свет и спектр излучения.

Вся правда о лете (ультрафиолетовое излучение).

4-е занятие.

Почему свет согревает (инфракрасное излучение)

5-е занятие.

Игра.

Тема 8. Машины и механизмы. (4 занятия)

1-е занятие.

Дайте точку опоры…(рычаг)

2-е занятие.

Подъемный кран  (блок)

3-е занятие.

Секреты наклонной плоскости.

4-е занятие.

Работа, работа…

Тема 9. Знакомимся с энергией. (6 занятий)

1-е занятие.

Вспоминаем о тепле. Понятие об энергии.

Тепловая энергия

2-е занятие.

Механическая энергия или как забивать сваи.

Задачи качественные и весёлые.

3-е занятие.

Энергия магнита и электричества.

«Воображариум»

4-е занятие.

Люди и энергетика.

Про электростанции и атомную бомбу.

«Воображариум»

5-е занятие.

Этот великий закон (сохранения энергии).

Опыты. Наблюдения. Задачи.

6-е занятие.

Игра.

Тема 10. Секреты изобретений – ТРИЗ (5 занятий)

Всего в программе 72 ч

 

*Методические материалы и видеозаписи к программе - в разработке


Виктория Базеева 11 дек 12, 20:32
+14 12

Содержательно-методический пакет "Материалы"

Фрагмент занятия "Материалы" показывает возможность работы с подобными "сложными" понятиями в разновозрастной группе. Для занятия нужен набор предметов из самых разных материалов. Подойдёт всё, что окажется под рукой: посуда, книги, игрушки, одежда, куски кирпича и т.п..

Занятие проходит в 3 этапа.

На первом этапе детям демонстрируются разные предметы и предлагается ответить на вопрос: "Из чего это сделано?". Дети называют много разных материалов: дерево, пластмасса, глина и т.п. После этого задается вопрос: "А как все это можно назвать одним словом?". Важно, чтобы дети сами вышли на понятие "Материал"

На втором этапе, обсуждаются материалы уже рассмотренных предметов. Здесь типичны вопросы:

  • Что это за материал?
  • Откуда он добыт или из какого сырья изготовлен? (например - пластмасса из нефти)
  • Как его сделали? (речь о технологии производства. Например, хорошо обсудить технологию производства ДСП из дерева и клея).

На третьем этапе детям предлагается найти другие материалы вокруг себя и обсудить их происхождения. Важно, чтобы у детей выработался навык видеть материалы и понимать их суть.

В процессе занятия полезно рассказывать детям неожиданные для них вещи. Например, можно рассказать, что тюль делают из газа, а не из нефти, что шелк раньше производили жуки или, что на севере дома строят из снега.

Ведущему полезно перед занятием порыться в интернете - поискать интересную информацию о материалах.


Анатолий Сторожев 24 ноя 12, 22:55
+8 0

Репортажи

Формирование навыка свободной речи. Требования: умение выделить содержание, оформить в тему репортажа, раскрыть тему.

На первых порах взрослый может задавать наводящие вопросы, затем необходимостьб в этом отпадает.


Анатолий Сторожев 19 ноя 12, 18:10
+5 0

Запуск ракеты

Запуск гидропневматической ракеты - это содержательно-методический пакет на стыке инженерного дела, физики, комонавтики и раздела МДР "Созидание". Прорабатываются понятия: траектория полёта, свободное падение тел, давление, сжатие воздуха, единицы измерения давления.

Здесь приведена принципиальная схема ракеты (хотя наша конструкция несколько отличается от этой). Использование в конструкции пластиковой трубы диаметром чуть большим, чем диаметр ракеты (бутылки) даёт возможность производить направленные пуски под определённым углом, что в свою очередь позволяет провести исследования дальности полёта и максимальной высоты полёта. Учтите, что результаты расчетов по формулам из курса физики за 9 класс будут искажены существенным влиянием сопротивления воздуха и изменением веса ракеты в процессе полёта.

Внимание! Данная установка должна использоваться исключительно под присмотром взрослых! Источник опасности: большое ускорение ракеты в первые мгновенья полёта.Основание пусковой установки должно быть надёжно закреплено к земле гвоздями 150 мм во избежание опрокидывания и неуправляемого запуска.

Высота полёта - до 30 м.

Максимальное давление смеси в бутылке - 6 атм. При большем давлении возможен разрыв бутылки и получение травм.

При запуске из ракеты выплёскивается реактивная струя воды в небольшом радиусе от точки запуска.


Анатолий Сторожев 19 ноя 12, 17:04
+3 0

Стена знаний

Для изготовляния "Стены знаний" требуется большой кусок обоев, сотня листов бумаги А4, файлы для защиты бумаги от дождя, широкий скотч, много полезной информации и несколько помощников из числа детей. Тема выбирается с учётом актуальности: "Мир физики", "Удивительные открытия XXI века", "Поэты серебряного века" - в общем, все, что вы считаете полезным для ваших ребят. Мы использовали "стену знаний" при организации праздника 9 мая.

Содержание "Стены знаний" обсуждается с детьми заранее. Желательно вместе подбирать материал, давать комментарии.

После того, как "Стена" вывешена, необходимо работать с ней, обеспечивая информационную и эмоциональную поддержку. Усилением акции может стать конкурс рисунков на асфальте, викторина или спортивное состязание - в зависимости от выбранной тематики.


Анатолий Сторожев 19 ноя 12, 13:50
+1 0
Показаны все темы: 6

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев