Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Блог

Деградационные "закладки" в школе - 2

Одна из проблем детей в первом классе: много занятий они не могут выполнить самостоятельно.

Простой пример: задания даются в красочных рабочих тетрадях (200 рублей штука), и к каждому заданию дается текст. Но дети читать еще не умеют - не способны самостоятельно разобраться, что надо делать.

Значит, задания надо делать с родителями. А родителей не всегда хватает на то, чтобы с детьми посидеть (особенно, если детей много). И тогда задание остается не выполненным.

Если ситуация повторяется несколько раз, у детей вырабатывается привычка, что задание можно не делать. Это, по сути, безответственность.

И дети не виноваты - они реально в этой ситуации ничего сами сделать не могут.

Другой пример: ребенку надо написать в тетради по "окружающему миру", сколько лет живут разные деревья. В учебнике этой информации нет, значит надо искать в интернете. Ребенок сам найти не может. Получается, что задание задано не детям, а родителям.

В советской школе было не так. Задания писали в тетрадках так, чтобы ребенок мог их воспроизвести, с учетом его текущего уровня. Как пример - нарисованы крючочки - надо скопировать.

И многие родители помнят, что они сами все делали. И давят на детей, что "надо самим все делать". Возникают конфликты в семье, и у детей вырабатывается отвращение к учебе.

РЕКОМЕНДАЦИЯ: Если Ваш ребенок "проваливается" по какому-нибудь предмету, посмотрите его учебники и рабочие тетради. Проверьте, насколько понятен материал и способен ли ребенок его освоить самостоятельно. Если не способен - помогите.

Часть 1: Дегдарационные "закладки" в прописях


Игорь Скирневский 22 янв 13, 23:11
+52 183

Научим наших детей читать. Часть 1. КУРС АРИНЫ РОДИОНОВНЫ

 

Начинаем серию статей, посвященных чтению и литературному образованию.


Введение
Самое простое, что мы можем сделать для своих детей в плане их начального  образования - научить читать.  Сколько копий ломаем по поводу слабой работы школы, но ведь включить этот ресурс – только наша внутрисемейная задача.   Мы - самая читающая нация в мире.  Ну... так было ещё недавно...  Знаете сколько люди читают? Лидеры по данным 4-летней давности:

1. Индия   10,7 часа в неделю.
2. Таиланд   9,4 часа в неделю.
3. Китай   8,0 часов в неделю.
4. Филиппины   7,6 часа в неделю.
5. Египет   7,5 часа в неделю.
6. Чехия   7,4 часа в неделю.
7. Россия   7,1 часа в неделю.

Однако, и семи часов в неделю вполне хватит, чтобы ввести человека в пространство культуры. Надо лишь грамотно распорядиться этим ресурсом.

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Первый вопрос, который часто задают молодые родители: когда надо начинать учить ребёнка читать?
Нащ ответ неа этот вопрос простой: примерно за полгода до рождения ребёнка.
Первый "предмет", который ребёнок "изучает" ешё до появления на свет, называется так:


Часть1. Курс Арины Родионовны, для детей от - 0,5 до +7 лет.

Так мы решили назвать программу помогающую молодым родителям включить механизмы тонких культурных настроек, которыми испокон веков владели наши Предки.
Мы учитываем, что ещё до рождения, в утробе матери, ребёнок вполне воспринимает окружающие звуки, настраивается на получаемые вибрации.
Уже в этом возрасте он – ваш самый внимательный слушатель. Колыбельные, народные напевы, наши лучшие стихи и сказки – это та тонкая материя, из которой и будет соткано полотно формирующегося сознания.  Главное здесь – запоминающийся ритм, мелодия языка и Ваш голос:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,

И серенький волчок - не совсем маленький серый волк, это первое сказочное существо, с которым мы сталкиваемся в жизни. Немножко страшный... и страшно волшебный.  На краю... сознания... понимаешь: он не злой, он ... свой. Воображение включается, требуя развития сюжета. А мама продолжает и уже сочиняет колыбельную по ходу дела, не особо придерживаясь "канонического" текста, так и надо, это же свободное народное творчество, более того - это Традиция.

Итак, молодая семья за полгода-год до рождения ребёнка закупает не только пелёнки. Есть кое-что поважнее. Первое - мы заводим альбом колыбельных и русских народных песен, учимся петь.


Далее в дело идут русские народные сказки: Машенька и медведь, Колобок, Теремок, Репка, Курочка Ряба - их очень много, самых разных, составьте для себя список, например отсюда.
Но и это не всё. Хороводные песни, заклички, потешки, считалочки, загадки, пальчиковы игры... Народный фольклор - это тот фундамент, на котором будет возводиться дальнейшее образование.

Волшебные ритмы сказок Пушкина, «Конёк-Горбунок», русские народные сказки – дарите ребёнку эти сокровища, не утруждая себя вопросами: а не рано ли ему? а понимает ли он? 
Он всё воспринимает – как минимум, а многие родители знают, что и всё понимает.

Задания для родителей:

1. Завести альбом народного творчества, составить для себя "Список Арины Родионовны". Рекомендуем начать его наполнение с тех ресурсов, на которые есть ссылки в тексте. Дополните этот ресурс собственными источниками.

2. Возьмите себе за правило петь ребенку, рассказывать сказки не только на ночь... Иногда сами, вместе с ребенком, слушайте хорошую мелодичную музыку и песни.

3. Периодически меняйте репертуар.

 

Тема следующего разговора: 

2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 лет

 

 


Анатолий Сторожев 1 фев 13, 20:59
+50 13

Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 1

Как и обещали, публикуем первое задание курса "Делаем с детьми игрушки".

ЗАДАЧА

Сделать с детьми катамаран из пластиковых бутылок и поиграть с ним.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Две пластиковых бутылки связываем между собой, К ним крепим палубу. На раму устанавливаем мачту. На мачту крепим парус и флаг. Кроме мачты, на палубу можно установить штурвал, скамьи, разные строения, по желанию. На корабле пишем название и рисуем картинки.

Внимание: Мы сознательно не даем готовых решений, как это должно быть исполнено. Подумайте вместе с ребенком, как все это сделать.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Техническая подготовка:

Заранее подготовьте, пожалуйста, материалы и инструмент. Вам понадобится:

  • 2 пластиковых бутылки (размер – на Ваш выбор).
  • Материал для рамы. Это может быть пара реек или досок, или пластина из пластика, или, например, разделочная доска.
  • Материал для крепления. В первую очередь - нитки - все это стягивать. Еще может понадобиться пластилин, клей, скотч, изолента и т.п. 
  • Материал для мачты. В простейшем случае - карандаш. Кстати, если бутылки маленькие, из нескольких карандашей тоже можно сделать раму.
  • Для паруса - кусок ткани, нитки.
  • Еще кусок ткани - на флаг.

Из инструментов: нож, ножницы, линейка. Может быть шило. Может быть дрель (если решите крепить бутылки к палубе через просверленные отверстия).

Еще будут нужны маркеры, чтобы все это расписывать. А также, обычная бумага и карандаши.

Информационная подготовка:

Для того чтобы ребенок понимал суть игры, ему нужно дать представление о катамаранах.

Найдите в сети предварительно фотографии и, может быть, описания разных катамаранов. Одну из картинок, по возможности, распечатайте или нарисуйте подобную.

Можно, также, найти видео с плывущим катамараном

Организационная подготовка

Договоритесь с детьми, что будете делать с ними игрушки. Сообщите, что первым делом будете делать катамаран из бутылок. Покажите им фотографии или видео с катамаранами

 

ЗАНЯТИЕ

1 этап: Придумываем игрушку

Посадите детей вместе в круг. Задайте вопрос: Что сегодня будем делать?

Возьмите картинку с катамараном. Вместе на нее посмотрите и обсудите:

  • Зачем нужен катамаран?
  • Чем он отличается от обычного корабля?
  • Зачем, вообще, нужны корабли?
  • Какие корабли бывают?
  • Из каких частей состоит катамаран?
  • Зачем нужны части?

Обсудите с детьми, из чего вы будете делать катамаран. Покажите им материалы - бутылки, элементы рамы, крепеж и т.п. Попробуйте сложить части корабля - посмотреть, как он получится. Обсудите, что и как будете крепить.

2 этап: Рисуем игрушку

Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: нарисовать катамаран.

Если ребенок берется рисовать сам - не мешайте, пока он не остановится.

Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части (например - бутылки) и покажите, где и какие детали можно нарисовать.

Попросите детей написать названия каких-то частей рисунка. Если они не умеют писать - напишите текст за них. Или напишите текст на другом листе и дайте им скопировать к себе. От надписей поставьте стрелочки к описываемым частям.

Так у детей формируется представление о письме и буквах.

3 этап: Обсуждаем рисунки

Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:

  • Какие части нарисованы?
  • Как они будут соединяться?
  • Что написано? и т.п.

В процессе, сравнивайте рисунок и будущие элементы игрушки.

Важно, чтобы дети подробно рассказали про свой рисунок и связали его техникой изготовления.

4 этап: Делаем игрушку

Просто возьмите и сделайте. :-)

Максимум операций давайте выполнить детям. На себя берите только то, что им заведомо сложно или опасно (например - первичное разрезание бутылок).

Давайте детям подержать в руках и попробовать в действии сложные и опасные инструменты – нож, ножницы и т.п. В процессе показывайте, как ими действовать безопасно. При этом постоянно следите, чтобы действия детей были безопасны для них самих и для окружающих.

На каждом этапе изготовления останавливайтесь и обсуждайте результат. Давайте детям подержать заготовку в руках, посмотреть ее, потрогать места крепления, разреза и т.п.

Обязательно называйте каждый применяемый материал и инструмент - важно, чтобы дети это запоминали.

Поскольку делаете кораблик, дайте детям пробовать его на плаву - в тазу или в ванне.

После того, как соберете игрушку, дайте детям ее раскрасить и написать название. Если ребенок не умеет писать, напишите ему буквы на бумаге и дайте их скопировать на кораблик. Еще, полезно рисовать орнаменты или узоры - это хорошо ставит руку.

5 этап: Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть

Обсудите с детьми, как играть в игрушку и что для этого нужно. Обговорите:

  • Куда ее запускать?
  • Откуда и куда она будет плыть?
  • Как сделать, чтобы она плыла (ветер, веревочка и т.п.)?
  • Подумайте - как придумать сказку про игрушку. Обсудите:
  • Какие персонажи будут в сказке?
  • Откуда они взялись?
  • Зачем им катамаран?
  • Откуда и куда они будут плыть?
  • Что с ними может случиться в дороге? и т.п.

Важно, чтобы дети задумались о деталях сказки и их взаимосвязях.

Полезно использовать в игре другие игрушки - маленькие фигурки, пластилиновых человечков и т.п.

6 этап: Играем и сочиняем сказку.

Наполните ванну или таз и поиграйте с детьми в путешествие. Покажите, как корабль стоит на воде, как движется. Как в него садятся и высаживаются пассажиры. Максимум действий давайте делать детям.

Устройте всякие сложности на пути: шторм, морское чудовище, рифы.

В процессе рассказывайте вместе с ними сказку. Основу сказки сочиняйте сами и включайте в нее детей. Давайте им говорить за персонажей. Спрашивайте, что произойдет дальше.

7 этап: Подводим итоги:

Обсудите с детьми занятие.

В начале обсуждения объясните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают".

Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали. Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие. Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.

Задавайте уточняющие вопросы:

  • Что было самым интересным?
  • Что было самым радостным?
  • Что было непонятно?
  • Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.

После занятия дайте детям самим поиграть со сделанной игрушкой.

 

Чтобы все это не казалось Вам сложным, покажем самое простое исполнение, которое нам встретилось в сети

 

По возможности, снимайте процесс на фото и видео.

Потом это можно показать детям – они очень любят на себя смотреть.

Также будем рады видеть ваши материалы на сайте.

УлыбаетсяВнимание: Если Вы снимаете свой материал на видео и планируете выложить на сайт ролик - свяжитесь пожалуйста с нами.

Подскажем, как лучше сделать сценарий и монтаж.


Игорь Скирневский 28 янв 13, 16:43
+46 3

Деградационные "закладки" в школе - часть 1

Мы периодически натыкаемся на явные стимуляторы деградации, заложенные в школьные программы. Не очень важно, откуда они взялись. Причина может быть в некомпетентности или в сознательных действиях. В любом случае это наносит детям вред. Будем постепенно о таких "закладках" рассказывать.

Начну с прописей. Сегодня для многих прописей типичны 3 проблемы:
1. Количество операций, которые школьник выполняет по этим прописям, недостаточно для формирования почерка. Примерно на порядок меньше чем нужно. Для примера - ребенку задают написать одну (!) строчку одной буквы.
2. В прописи нет наклонных черт. Т.е. у детей нет возможности научиться писать под наклоном. А это одна из основ быстрого почерка. 
3. В прописи ВООБЩЕ НЕТ наработки связей между буквами. Все буквы пишутся отдельно. Есть написание отдельных слов со связями. Но это имитация обучения - операций для развития навыка опять же недостаточно.

Весь набор проблем встречается не во всех прописях, но во многих. 

Пример прописи (Авторы - Бетенькова Н. М., Фонин Д. С.)



ИТОГО:
1. Дети принципиально не могут научиться быстро и правильно писать. 
2. Дети принципиально не могут научиться писать разборчиво. А разборчивое письмо - основа хорошего почерка.
3. Неспособность писать быстро и грамотно = неспособность записывать материал со слов учителя (записывают меньше чем нужно) и неспособность воспринимать материал (тратят время на то, чтобы писать, а не на то, чтобы слушать и понимать).

Естественно, это бьет по всем следующим классам. А родители, часто не понимают в чем проблема. Многие учились еще по хорошим прописям и помнят, что у них не было проблем с письмом не было. Списывают плохой почерк детей на лень - это приводит к конфликтам и дополнительно отбивает у детей желание учиться.


Игорь Скирневский 25 дек 12, 09:51
+32 29

Делаем вместе с детьми МУЛЬТФИЛЬМЫ

 

Минимально необходимое оборудование:

  1. Цифровой фотоаппарат или видеокамера
  2. Штатив
  3. Компьютер

 Желательно иметь (можно сделать самим) осветительную установку с рассеивающим экраном и снимать только при искусственном освещении (качество получается выше).

 Возможные материалы:

  • Пластилин;
  • Краски, карандаши, фломастеры;
  • Бумага, картон.

 Материалом для фильма может служить что угодно – детский конструктор, мягкие игрушки, куклы, посуда… При создании персонажей может пригодится ткань, проволока, нитки и другие материалы - в зависимости от вашего воображения.

 Сборку фильма можно производить в программе Киностудия Windows Live (входит в стандартный набор Windows 7) редактирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для записи звуковых файлов можно использовать, например, программу Audacity, которая позволяет создавать одну или две звуковые дорожки и сохранять файлы в формате, пригодном для наших задач.

 Общая технология создания:

  1. Вначале выбирается общая идея, придумывается основа сценария (который по ходу дела может быть существенно изменён).
  2. Подбираются или изготавливаются персонажи.
  3. Рисуется (или подбирается) «задник» сцены – фон (например, какой-то пейзаж).
  4. Составляется начальная сцена: выбирается место, определяется масштаб кадра и ракурс, расставляются персонажи, подбирается освещение, закрепляется «задник».
  5. Устанавливается камера на штативе и освещение сцены. Надо быть аккуратным: штатив нельзя смещать.
  6. Один человек (оператор) отвечает за камеру: когда убеждается, что сцена выстроена и в кадр на попадают руки кукловодов )) – нажимает на спуск и командует: «Готово!».
  7. После этого те, кто управляют персонажами, могут производить небольшие изменения в их положении – переместить, слегка повернуть голову, поднять лапу и т.п.. Брать в руки персонажей не рекомендуется – вы рискуете потерять их точное местоположение и в итоге получится как будто персонаж вдруг телепортировался в другое место на сцене. 
  8. Выстраивание каждого кадра происходит под руководством режиссёра, который удерживает развитие сюжета и согласовывает действия персонажей. Скорее всего, в первых опытах режиссировать лучше взрослым.
  9. Перемещение по сцене и вообще все движения выполняются из расчета количества кадров с секунду. Как известно, профессиональная съёмка производится со скоростью 24 кадра в секунду. Нам будет вполне достаточно 5-6 кадров в секунду, т.е. на производство 15-секундного фильма вам потребуется сделать порядка 75-90 кадров. Это займёт у вас не более получаса при слаженной работе. 
  10. Затем открывается программа Киностудия Windows Live и в неё сливаются все кадры, которые вы сняли. Далее, пользуясь возможностями программы, вы достаточно легко монтируете фильм: надо отрегулировать скорость просмотра (рекомендуем установить длительность показа каждого кадра 0,2 с, но во многих случаях этот параметр подбирается под конкретную задачу), создать стартовую картинку (название), титры, наложить музыку и другие звуки. В программе есть всё необходимое для покадрового и общего редактирования.
  11. При желании можно самостоятельно озвучить персонажей. Для этого воспользуемся программой Audacity и создадим ряд звуковых файлов mp3. Сохраняйте их под соответствующими именами, так будет проще монтировать.  Освоение программы не представляет сложностей. Наложение звука на изображение производится в программе Киностудия Windows Live.
  12. Сохраняете проект фильма (если будет продолжен монтаж) и, если вы считаете свою работу законченной – сам фильм, например в формате mp4.  После этого его можно размещать в интернете, например на http://www.youtube.com и отправить нам ссылку для опубликования на данном сайте, либо размещаете работу сами – в разделе «Блог сети МДР»

 Главное: ищите решения вместе с детьми, не ограничивайте их творчество. Конечно, на первых шагах необходимо «организовать производство», четко объяснить всем участникам правила взаимодействия, распределить задачи. В дальнейшем всё чаще спрашивайте у ребят – как лучше выставить кадр, сделать освещение, какой сюжет использовать, из чего сделать героев, кто будет озвучивать и т.д. Тогда работа каждому принесёт радость.  

 В данном фильме обобщен наш небольшой опыт мультипликации за последний год. Некоторые мультфильмы создавались буквально за полчаса - час, с малознакомыми нам детьми, в условиях лагеря или семинара. В неспешной домашней обстановке каждый может создать гораздо более качественные произведения.


Анатолий Сторожев 5 янв 13, 00:29
+31 12

Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАЧА

Сделать с детьми тряпичных человечков (кукол) и поиграть с ними

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Берем две полоски ткани. Примерные размеры 8*20 см и 8*40 см. Ткань должна быть не скользкой (хб, лён и т.п.) и однотонной, чтобы на ней потом можно было рисовать. 

Совмещаем полоски серединами и складываем пополам. В месте перегиба полосок у человечка будет голова. Короткая полоска будет руками. Длинная полоска - ноги и туловище. 

Обматываем полоски ткани ленточкой на расстоянии 2-2.5 см от места перегиба и делаем на ленточке узел - формируем голову и шею. Обматываем полоски ткани ленточкой на расстоянии 5-7 см шеи - формируем туловище. 

Обматываем ленточкой концы полосок - формируем концы рук и ног. Простейшая кукла готова. Получается просто и приятно на ощупь.

Дальше начинаются вариации:

  • Человечка можно одеть, как мужчину или как женщину.
  • Можно сделать юбку из куска ткани или обрезка цветного носка (надевается на фигурку как трубка).
  • Из кусков ткани и разноцветных лент можно делать пиджаки, шарфы, пояса. Или, к примеру, пончо.
  • Из фольги можно сделать латы или скафандр.
  • Лицо можно раскрасить фломастерами или расшить нитками.
  • Из пучка шерстяных ниток можно сделать волосы.
  • В качестве глаз можно пришить небольшие пуговицы.

Вариантов много. Подумайте вместе с детьми, что еще можно сделать.

НЮАНСЫ

Чтобы кукла была долговечнее, рекомендуем места стяжки прошить парой стежков. Без этого они могут развязаться или сползти. Шить лучше после того, как фигурка готова целиком и ребенок подержал ее в руках.

Полезно сделать несколько человечков и играть с ними вместе.

Кстати, подобную куклу можно сделать из соломы, пучка шерстяных ниток и еще много из чего.

ГЛАВНОЕ - РАДОСТЬ

Нет задачи, чтобы ребенок сделал все сам. Главное, чтобы он получил радость от процесса. Если ему будет радостно - он сам всему научится. Если почувствует давление - замкнется и больше не захочет заниматься.

Предлагайте ребенку делать разные операции: резать полоски, обматывать, завязывать узлы, шить, рисовать. Что у ребенка получается - давайте ему довести до конца. Что не получается - делайте вместе или сделайте сами.

Учитывайте, что многие операции для детей сначала сложны. Например, им сложно вязать узлы. Но интересно.

ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЯ

Техническая подготовка:

Заранее подготовьте, пожалуйста материалы и инструмент. Вам понадобится:

  • Нескользкая светлая однотонная ткань (хб, лен и т.п.);
  • Узкие ленточки для перевязки (лучше, несколько разных, от 4 мм и шире);
  • Разные ткани и / или фольга для украшений;
  • Фломастеры (лучше берите яркие цвета - светло синий, зеленый, оранжевый);
  • Иголка и нитки;
  • Ножницы;
  • Бумага, карандаши, стёрка. 

Информационная подготовка:

Полезно провести занятие с какой-либо озвучкой: кукла может танцевать, ходить под марш, красться под шум леса.

Подберите заранее музыку и звуки, которые будете применять во время игры. Кстати, это может оказаться хорошим поводом познакомить ребенка с классической музыкой и связать с ней положительные эмоции.

Организационная подготовка:

Догворитесь с детьми, что будете делать с ними игрушки. Сообщите, что будете делать фигурки (куклы) человечков.

Обсудите - кого дети хотели бы сделать: мужчин или женщин, каких профессий и т.п. Подумайте, какие дополнительные материалы могут Вам понадобиться и подготовьте их.

Подумайте, что может пригодиться при игре. Например, из чего можно сделать домик, кроватку, одеяло и т.п. Подготовьте необходимое.

ЗАНЯТИЕ

Этапы занятия

  1. Придумываем игрушку;
  2. Рисуем игрушку;
  3. Обсуждаем рисунки;
  4. Делаем игрушку;
  5. Обсуждаем игрушку и думаем, как с ней играть;
  6. Играем и сочиняем сказку;
  7. Подводим итоги.

1 этап: Придумываем игрушку

Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.

Отрежьте две полоски ткани. Попробуйте вместе с детьми их поскладывать в пробраз желаемой фигуры. Обсудите, где будет голова, руки, ноги, как их можно стягивать ленточками и т.п. 

Процесс диалога лучше снимать на видео и запись потом показывать детям. Разговор "на камеру" хорошо развивает речь, а дальнейший просмотр доставляет радость.

2 этап: Рисуем игрушку

Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: нарисовать человечка, которого будем делать. Старайтесь использовать яркие цветные карандаши, чтобы рисунок был красивым и разноцветным.

Если ребенок берется рисовать сам – не мешайте, пока он не остановится. Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например – общий контур куклы.

Обсудите с детьми: где и какие детали нужны. Дайте детям нарисовать эти детали.

Попросите детей написать названия каких-то частей рисунка. Если они не умеют писать - напишите текст за них. Или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе. От надписей поставьте стрелочки к описываемым частям.

3 этап: Обсуждаем рисунки

Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:

  • Какие части нарисованы?
  • Как они будут соединяться?
  • Что написано? и т.п.

В процессе, сравнивайте рисунок и будущие элементы игрушки. Важно, чтобы дети подробно рассказали про свой рисунок и связали его техникой изготовления.

4 этап: Делаем игрушку

Как придумали вместе с детьми, так и делайте :-).

Максимум операций давайте выполнить детям. На себя берите то, что им заведомо сложно или опасно. Например - шитье ниткой и иголкой или завязывание узлов.

Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сам. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.

Давайте детям подержать в руках сложные и опасные инструменты. Обсуждайте - как ими действовать безопасно.

На каждом этапе изготовления останавливайтесь и обсуждайте результат:

  • Давайте детям подержать заготовку в руках, посмотреть ее.
  • Давайте потрогать места крепления, разреза и т.п.

Обязательно называйте каждый применяемый материал и инструмент - важно, чтобы дети это запоминали.

Когда базовая кукла будет готова, дайте детям ее раскраситьВместе подумайте, как можно сделать ей дополнительную одежду и детали. Что придумали - сделайте.

5 этап: Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть

Придумайте кукле имя.

Обсудите с детьми, как играть с куклой и что для этого нужно и что для этого нужно.

Обсудите, что может делать кукла:

  • Ходить
  • Спать
  • Танцевать
  • Играть
  • Летать на космическом корабле
  • Жить в домике и т.п.

Подумайте, с какими имеющимися игрушками кукла может взаимодействовать: лошадки, собачки, другие куклы...

Обсудите с детьми сказку про игрушку:

  • Какие персонажи будут в сказке?
  • Где будут происходить события?
  • О чем мечтают герои событий, к чему они стремятся?
  • Что может происходить в сказке?

6 этап: Играем и сочиняем сказку

Поиграйте с детьми. То, что происходит, озвучивайте как сказку.

В процессе давайте детям говорить за персонажей. Создавайте различные ситуации и давайте детям придумать - что произойдет дальше.

Процесс лучше снимать на видео, чтобы дети потом посмотрели, что у них получилось.

7 этап: Подводим итоги:Обсудите с детьми занятие

Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают".

Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали. Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие. Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.

Задавайте уточняющие вопросы:

  • Что было самым интересным?
  • Что было самым радостным?Что было непонятно?
  • Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.

После занятия дайте детям самим поиграть со сделанной игрушкой (или игрушками).

ИСТОРИЯ КУРСА

Анонс

Задание №1

Итоги первого задания Всем смотреть. По мне - это прекрасно.

Пример 1

Пример 2

Пример 3 (дети, проходящие курс, сами делают игрушки)


Игорь Скирневский 11 фев 13, 13:16
+29 5

На выходных делаем с детьми игрушки - НАПОМИНАЛКА

Тем, кто запланировал делать с детьми игрушки с опорой на наш курс, напоминаю, что выходные на подходе. Самое время начать. :-)

Понимаю загруженность каждого из вас. Надеюсь, подобные напоминалки помогут вам иногда вырываться из прочих забот и больше времени проводить с детьми. Еще неизвестно, кому это больше нужно - нам или им.

Первое задание по курсу ЗДЕСЬ.

Итоги будем подводить на следующей неделе. Присылайте фотографии и видео. Задавайте вопросы. Нам самим интересно - у кого что получится. :-)

И вот вам в подарок идея простой инженерной игрушки, найденная на просторах сети:


Игорь Скирневский 1 фев 13, 16:39
+29 3

Научим наших детей читать. Часть 2. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

 

 В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.


 

     Часть 2. Обучение чтению, от 3 до 6 лет

      Часто спрашивают - как правильно научить ребёнка читать? Ответ простой - читайте сами. Читайте вслух. Увлекайте. Если вам самим интересно - будет интересно и вашим детям.  Это главное, а теперь о частностях. 

Нам известно несколько простых игровых способов помочь ребёнку в возрасте 3-4 года (рекордсмены начинают в 2,6-2,9) достаточно быстро и легко научиться читать:

 1)     Как мы читали с дочкой в 2,8. Недолгое знакомство с буквами перешло в слоговые напевы. Вот попалось слово «мама». Тянем, напевая:  «Ма-…». Пока тянешь «ма - а….» – глаз успевает зацепиться за следующий слог, конкретно за второе «м». Потом 2-3 секунды и вспоминается, что эта буква – тоже «м», а за ней – знакомая «а»: «… -ма…».

 Начинаем с самого простого: на рисунке буква «А» (на самом деле – звук, конечно) как человечек бежит к букве «У». Бежит – тянется ручками: а-а-а-а…- у-у-у-у… Ау!

 Многим ребятам бывает достаточно для схватывания идеи буквально нескольких упражнений. Тянем звук до тех пор, пока не вспоминаем начало следующего. «Мо-ло-ко»… У тебя получается!!!    В три года дочка уже читала самостоятельно.

 2)     Тут и детские книжки будут кстати – не только картинки рассматривать (хотя и это может быть очень полезным занятием, особенно если обсуждать содержание, комментировать, задавать вопросы). «Моя первая книжка» - так называлась старая детская серия книжек для малышей.

3)     Вот на что здесь обратим внимание – не избегайте «сложных» слов. Не стоит упрощать задачу чтения «Мамой, которая мыла раму» (никак не отмоет за сто лет). Пусть не на первых шагах, а на вторых, но ребёнок начнёт прочитывать слова в 3-4 слога, это тоже может быть забавной игрой. Будем постоянно помнить, что возможности у детей огромные, а развитие интеллекта происходит при решении не самых простых задач.  Чтение и разбор трудных слов может быть вполне подходящим материалом для развития дошкольников. А уже ближе к 5-6 годам в репертуар могут входить такие слова как: траектория, велосипед, незаурядный, произведение, шлифовальный, деревообработка, астероид, химический, аббревиатура, жужелица, пастеризация, социум… Постепенно расширяйте список трудных слов сами – что считаете практичным для своего ребёнка. Можно обсуждать, спрашивать друг у друга значение трудных слов, расширяя кругозор, а попутно  подтянете дикцию, чтобы потом не пришлось тревожить логопедов. 

 4)     Кроме этого, артикуляционный аппарат будем развивать скороговорками.  Кто быстрее и без ошибок повторит 3 раза подряд: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Или: «Идёт косой козёл с косой».  Засекаем время секундомером. Одна ошибка – выступление не засчитывается, надо начинать заново. Для ребят постарше, кто уже уверенно читает, новая игра: вывешиваете на стену список скороговорок и устраиваете чемпионат семьи. Имя победителя тут же торжественно вписывается в список, а через неделю – следующий чемпионат: тренируйтесь!

 5)     «Читать» (на самом деле – запоминать внешний вид) слова целиком – на карточках, на вывесках, где угодно. За одно «занятие» ребёнок может запросто запомнить 5-7 и более новых слов. Напишите на картонных карточках фломастером: дом, папа, кошка, дерево, окно, игрушка, Солнце. И… отдайте эти карточки старшему ребёнку – не заметите, как он научит младшего!

 6)     Для закрепления навыка чтения существует масса настольных игр. От кубиков с буквами – до «Найди слово» (посильная игра уже для 4-леток, но при участии взрослых).

 7)     Писать буквы и слова раньше, чем читать. Мы предлагаем использовать в играх функциональные надписи ещё до того, как ребёнок может их прочесть. Здесь огромный простор для творчества. Придумывайте самые разные игры с надписями на предметах. Для начала можно поиграть в имена – они крепятся бумажным скотчем к одежде. Далее даём имена предметам в комнате (точно также можно быстро пополнить словарный запас иностранного языка, но об этом в следующий раз).  Чтобы правильно воспользоваться предметом – надо «прочитать» его название. В фильме «Делаем с детьми игрушки-2» (готовится к публикации) будет видно, как  4-летний ребёнок делает на проекте лифта функциональные надписи.

 

Уверены: научить ребёнка читать может каждый. Особой методики для этого даже и не требуется. Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своими находками, авторскими решениями.  Важнее – не переусердствовать, не отбить охоту брать в руки книжку. Никакого занудства! Наша главная опора – это интерес ребёнка.  

 

Что читать с трёх до шести?

 Частично мы на этот вопрос ответили в первой статье. Уверены, что наш «Курс Арины Родионовны», от колыбельных до Пушкина и Ершова - добротная основа детской библиотеки. Но это далеко не весь ответ.  Мне не хотелось бы здесь публиковать некий «список обязательной литературы», это отдельный разговор, но как минимум советую не проходить мимо добрых, озорных, умных произведений К.Чуковского, С.Козлова, И.Токмаковой, Р.Мухи, А.Усачева, Ю.Мориц, С.Маршака, Э.Мошковской, Е.Чарушина, В.Бианки, В.Сутеева.

 И ещё важный момент, может быть самый важный. Чтение – это не техника воспроизведения букв и слов. Чтение – это работа образов. Просто для себя найдите автобиографическую прозу Марины Цветаевой, которая уже в 5-6 лет прочла практически всю мамину библиотеку – нарушая запреты… Начните с повести «Мой Пушкин» - многое о том, как вырастают гении и как формируется художественное образное (вначале – буквально чувственно-образное) восприятие, станет понятно:

 

«…была  картина  в  спальне  матери  - "Дуэль".  Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят  третьего,  под мышки, к саням - а еще один, другой,  спиной  отходит.  Уводимый  -  Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил  его  на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.

     Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили.  Потом  я  узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел  Пушкина,  потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на  снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет  твердо  узнала,  что  у поэта  есть  живот,  и  -  вспоминаю  всех  поэтов,  с  которыми  когда-либо встречалась, - об этом _животе_ поэта, который так часто не-сыт и в  который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С  пушкинской  дуэли  во мне началась _сестра_. Больше скажу  -  в  слове  _живот_  для  меня  что-то священное,- даже простое "болит живот" меня заливает  волной  содрогающегося сочувствия, исключающего всякий  юмор.  Нас  этим  выстрелом  всех  в  живот ранили.

 ... С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность - я поделила мир на поэта - и всех, и выбрала - поэта..."


Анатолий Сторожев 9 фев 13, 14:13
+28 16

Делаем с детьми МУЛЬТФИЛЬМЫ - СОБАЧКА

Продолжаем тему Делаем вместе с детьми МУЛЬТФИЛЬМЫ

Хорошую работу прислал Дмитрий. 


Анатолий Сторожев 20 мар 13, 13:39
+26 6

Готовимся к 9 мая вместе с детьми.

На прошлое 9 мая мы с детьми собрали "Стену памяти".  Сделали подборку военных фотографий с комментариями. Более 100 фотографий, все периоды войны, все рода войск, наступления, отступления, передовая и тыл, бомбардировки и конц-лагеря. Много чего.

Распечатали. Каждую фотографию засунули в файл, чтобы не мокла. Вместе с детьми собрали это всё в один плакат и вывесили открыто.

И это оказалось очень важным. Люди подходили, смотрели, обсуждали. Старики улыбались. Дети рисовали мелом на тротуаре картинки, посвященные дню победы. И мы с ними обсуждали фотографии, чтобы у них действительно сложилось целостное представление о войне и военной истории.

Предлагаем Вам повторить наш опыт.

Вот наша подборка фотографий: http://yadi.sk/d/ZyjRQkK54UqE8

Внимание: была ошибочная ссылка. Теперь поправил.

Попробуйте. И ветеранам будет радость и детям - понимание.

 

 


Игорь Скирневский 1 май 13, 11:06
+23 7
Темы с 1 по 10 | всего: 177

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев