Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Блог

Научим наших детей читать. Часть 4. ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ продолжение

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

Продолжаем говорить о поэзии. Начало разговора было здесь

 

Кроме буриме существуют и другие форматы поэтических игр.

Мы с дочкой (ей было лет 11) как-то поиграли в шутливое подражание старой английской поэзии. Я писал первую строчку или две – дочка продолжала, а потом – менялись ролями. В результате получилось такое вот печальное произведение (публикую в большом сокращении и в большом трепете):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи грустной овечки мистера Уизли

 

У мистера Уизли и мистера Гризли

Поссорились два петуха.

  Они так дрались, что наутро догрызли

  Хозяева их потроха.

 

У мистера Гризли за старым сараем

Жил рыжий растрёпанный пёс.

  Когда он соседа вкусил, пробегая,

  Хозяин смеялся до слёз.

 

У мистера Уизли - поверить вам сложно! –

Овца сочиняла стихи.

  Их бы в редакцию сдать было можно...

  Но хозяин любил шашлыки.

 

Продолжение каждой строфы появлялось почти автоматически, достаточно было удачно начать, скажем, в первых строчках было что-то такое:

О том, что Уизли держал крокодила,

Не знали соседи, пока…

Автор не виноват, рифма «рука» сама просится в 4 строку, деваться некуда )), а по содержанию и ритму выходит что-то совсем страшное.  Очень надеюсь, что вы меня простите за некоторую мрачноватость содержания…  Давайте-ка попробуем сочинить вместе что-то более позитивное.

Тащите детей, уже можно!

Задание. Я начинаю – вы с детьми продолжаете (кто справится – получает право выступить в роли автора первых строчек), вот вам на выбор несколько вариантов. Примерьтесь – что вам ближе и попробуйте продолжить, написать 3-ю и 4-ю строки вместе с детьми.

 

Воет ветер за окном,
В кресле дремлет кошка… (очень легкие рифмы: темно, немножко…)
 
Я шёл однажды вдоль реки,
Мотивчик напевая… (что тут просится… мужики… из водного трамвая…, 
а лучше – рыбаки… и - не зевая…)
 
Как прекрасно утром рано
Распахнуть окно.  (…барана? без обмана?.. нирвана?.. баклана?..)
 
Сегодня мне снился чудеснейший сон –
Взлетел я над городом нашим. (лучше без подсказок?)
 
Люблю я книжку почитать
В дождливую погоду. (в хорошую погоду занят другими делами)
 
Мой рыжий хвост всегда трубой!
Охотник я отменный. (гимн рыжего кота)

 

Выйди в лес, пройди немножко –
Попадёшь в волшебный мир… (это для любителей путешествий)

 

Цветок расцвел в пустыне, одинок.
    Кто насладится здесь его красою?..

(на любителей корейской поэзии)

 

 При необходимости слова в строчке можно поменять местами. И вообще, что мне вас ограничивать? Хотите заменить какое-то слово – тоже меняйте. Делайте что хотите )), лишь бы процесс пошел.

Важный момент. Творчество неподсудно. Если вам нравится ваше произведение - этого достаточно для публикации и никакие оценки не должны вас смущать. Договорились? Но мы пока всё же продолжим оценивать плюсиками понравившиеся стихи, просто для поддержания лёгкого игрового азарта.


Анатолий Сторожев 3 мар 13, 11:30
+17 46

От заикания к свободной речи

«Заикание каждому дано для чего то. Слабый спросит: «За что?», сильный        « Для чего?» Можно смириться и спрятаться от жизни, а можно, преодолев недуг, стать сильным и свободным. У каждого есть выбор!  

 

Согласно статистике, от заикания страдают 7,5% детей, и до 3% взрослых. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, в период интенсивного развития фразовой речи. Запинки появляются из-за нарушения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Именно поэтому  проблема требует комплексного решения — участия логопедов, психологов, неврологов, нейрофизиологов, мануальных терапевтов и т. д. Заикающихся меньше не становится,  а специалистов, занимающихся профессионально проблемой заикания и дающих реально высокий результат крайне мало. Кроме этого стали появляться «специалисты»,  которые  сами объявляют себя академиками и профессорами, не имея при этом ни логопедического, ни медицинского образования. Лечение у таких «специалистов» чаще вредит, чем помогает.  О том, как не стать жертвой мошенников и как преодолеть заикание, нам рассказала руководитель Центра коррекции речи, заиколог Наталья Геннадьевна Шутова.

 

— Вы делаете акцент на том, что сейчас много непрофессионалов, которые занимаются вопросами заикания. Почему так важно сразу попасть к квалифицированному заикологу?

 

— При заикании нарушается работа всего речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного отделов, отмечаются отклонения в координации общей и мелкой моторики. Новая речь формируется не один день: ставится диафрагмальное дыхание, мягкая голосоподача, вырабатывается плавность и слитность речи, плавность движений. К сожалению, даже опытные логопеды не владеют необходимыми знаниями и навыками по работе с заикающимися. Так, к примеру, приходят дети, которых годами учили делить слова на отдельные фонемы, чтобы не заикаться или при речи делать вдох через нос. Формально, запинки при таком произношении могут уменьшиться просто по тому, что речь значительно замедляется, но проблема не уходит и со временем только усилится. А потом на переучивание уходят годы. Именно  поэтому необходимо сразу обращаться не просто к логопеду, а к заикологу, т.е. специалисту по проблеме заикания, который имеет практический успешный опыт по этой проблеме

 

— На что обратить внимание при выборе специалиста?

 

— Во-первых, это специальное дефектологическое образование. Заиканием должен заниматься профессиональный  логопед. Во-вторых, должна быть научная обоснованность и физиологичность методики, соответствие принципам педагогической дидактики. Третий важный момент — внутренняя логика занятий. Вы должны понимать, что и зачем вы делаете, почему именно в такой последовательности. Цена услуги также должна быть адекватной. Если Вам обещают 100% избавление от заикания за 3-5 дня и при этом просят космическую цену, задумайтесь. Чудес не бывает. Речь – это мышечный рефлекс  и на его наработку нужны месяцы упорной работы. Всегда обращайте внимание на доступность специалиста. Есть у него постоянный адрес работы, свой центр, пообщайтесь с теми, кто уже обращался к этому специалисту с данной проблемой,  какой результат и поддержку они получили. Специалист всегда несет ответственность за результат своей работы.

 

— Вы сами являетесь автором уникальной методики восстановления речи при заикании . Чем она отличается от многих других?

 

— Методике уже более 25 лет. Курс длится десять дней, в общей сложности 40 часов. Такой интенсивный курс глубокого погружения в формирование нового навыка плавной речи   позволяет наработать новый речевой стереотип, все участники получают необходимые базовые навыки физиологически правильной плавной речи и материалы для дальнейшей самостоятельной работы. Наш Центр коррекции речи находится в Ульяновске, люди едут со всей России и стран ближнего зарубежья. Участвуют и взрослые, и дети от четырех лет. Программа курса включает в себя разные упражнения на отработку основных правил речи: дыхание, голос, артикуляция, темп, ритм, слитность, плавность и выразительность речи. Учитывая, что заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи в  основе методики лежат четыре движения рук, которые задают темп и ритм речи. Руки являются естественным метрономом, позволяют говорить  плавно и слитно буквально с первый дней курса. Именно руки  помогают гармонизировать работу полушарий, укрепить межполушарные связи, убрать зажимы из тела. Данные движения легки в освоении и доступны даже маленьким детям. Они естественны и физиологичны. На курсе очень много внимания уделяется развитию диафрагмального дыхания, общей и мелкой моторики, логоритмике, решению психологических наслоений. Основная задача – на 10-й день дать каждому свободную  красивую, естественную и выразительную речь.

 

 

— У каждого логопеда свой профиль, кто-то занимается неговорящими детьми, кто-то - нарушениями письма и чтения, почему среди такого разнообразия Вы выбрали именно заикание?

 

— Я сама в детстве прошла через заикание, поэтому как никто другой чувствую и понимаю заикающихся. И опираясь на свой личный опыт могу со всей ответственность заявить – заикание не приговор!!! От заикания можно и нужно избавляться!!!

 

— Что самое сложное для участников курса?

 

— Найти внутри себя мотивацию. Я всегда говорю, что ответственность за нашу речь лежит только на нас самих. Не сложно наработать новый навык речи, гораздо сложнее его удержать и довести до полного автоматизма. У детей результат зависит от мотивации и упорства родителей, у взрослых от само мотивации и истинности цели на новую речь.

 

—  Чем еще занимается Центр коррекции речи?

 

— Мы работаем со всеми речевыми нарушениями: заикание, запуск речи при задержках речевого и психо-речевого развития, преодоление моторной алалии, дизартрии, дисграфии, также наши дефектологи работают с детьми, у которых диагностирован аутизм, ЗПР, синдром Дауна и т. д.

 

— Какие планы на будущее?

 

— В настоящее время Центр коррекции речи располагается на базе сети частных детских садов «Почемучки». В садах есть ясельные и логопедические группы. Филиалы работают в трех районах Ульяновска. 20 сентября открываемся в отдельном помещении при детском саду в Новом городе. В планах привлекать к сотрудничеству специалистов по релаксотерапии, телесному ориентированию, холодинамике и другим техникам.  Хотелось бы обучать логопедов из других городов и открывать филиалы всей стране. 


Наталья Шутова 10 сен 16, 22:36
0 2

Частный детский сад"Почемучки" г.Ульяновск

 


Наталья Шутова 6 ноя 15, 20:36
+1 1

Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет

Цель программы – развитие и поддержка познавательной активности ребенка, формирование навыков исследовательской деятельности и системного мышления.

Методические особенности – простота и доступность опытов и демонстраций, в построении объяснений учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Опыты проводятся практически на каждом занятии, к некоторым занятиям подбираются или придумываются вместе с детьми игры. Домашние задания даются, но не в обязательном порядке, в начале каждого занятия обсуждаются.   Обозначения и формулы используются только в занятиях с детьми 9 лет и старше.

Примечание - занятия адаптируются индивидуально и могут занять больше или меньше времени. Программа рассчитана на 2 года при 1 занятии в неделю, но может занять значительно больше времени при увеличении количества опытов, задач и игр. Предполагается описание программы-продолжения, в которой будет уделено внимание  проектированию.

Тема 1. Световые явления. (8 занятий)

1-е занятие.

Что человек может знать об окружающем мире.

Что такое наблюдение, зачем человек наблюдает.

Как наблюдения помогали древнему человеку жить.

Учимся наблюдать.

Чем полезны вопросы. Какие вопросы бывают. Учимся задавать вопросы.

Как люди в разные времена отвечали на вопросы о мире.

Миф, сказка, религия и наука – в чем отличие.

Выбираем наблюдение и  сочиняем ответ-сказку.

Работаем с наблюдением научно – исследование.

2-е занятие.

Наше первое исследование – изучаем тень.

Чем это исследование может быть полезно человеку (солнечные часы и др.)

Цель и задача – в чем разница.

Ставим задачи для исследования.

3-е занятие.

Источники света.

Продолжаем исследование (тени), высказываем и записываем результат.

(Разные предметы, разные условия).

Что мы узнали о свете. Какие вопросы о свете мы можем придумать.

4-е занятие.

Опыты с зеркалом. Что нового о свете мы можем узнать с помощью зеркала.

5-е занятие.

Человеческий глаз – оптический прибор.

Когда глаза обманывают. Как это проверить. Почему это происходит.

6-е занятие.

Свет и вода. Наблюдаем световой луч в воде.

Что нового мы узнали. Придумываем вопросы и задачи.

7-е занятие.

Призма. Откуда берется радуга.

Обобщение  - законы оптики (прямолинейность светового луча, отражение, преломление).  Что еще мы сможем узнать в дальнейшем (загадки цвета и другие).

8-е занятие.

Игра

Тема 2. Электричество и магнетизм. (6 занятий)

1-е занятие.

Электризация. Опыты с различными материалами. Вопросы.

2-е занятие.

Пытаемся ответить на поставленные на прошлом занятии вопросы.

Понятие о строении вещества (молекула, атом, электрон).

Разноименные и одноименные заряды и их взаимодействия. Опыты.

3-е занятие.

Понятие об электрическом токе. Составляем электрическую цепь.

Источники электрического тока. Сами делаем батарейку.

4-е занятие.

Свойства электрического тока. Электродвигатель.

5-е занятие.

Электромагнит.

Постоянный магнит. Компас. Магнитное поле.

Опыты с магнитом.

6-е занятие.

Игры с магнитом.

Тема 3. Тепловые явления и молекулярное строение вещества. (7 занятий)

1-е занятие.

Явление диффузии. Сравниваем горячую и холодную воду.

Говорим о молекулярном строении вещества.

Запах. Обоняние человека и животных.

2-е занятие.

Теплопроводность.

Температура и ее измерение.

Как ещё может передаваться тепло.

Простые качественные задачи, обсуждение наблюдений.

3-е занятие.

Вода и лед (снег), их свойства при изменении температуры.

Обсуждаем наблюдения.

Понятие об агрегатных состояниях вещества.

4-е занятие.

Испарение. Парообразование.

Бытовые примеры и простые опыты.

Туман, иней, облака.

5-е занятие.

«Сильные» молекулы-«пограничники» (поверхностное натяжение жидкости).

Опыты с водой и растительным маслом.

Как ведут себя молекулы в твердых и жидких предметах (веществах).

6-е занятие.

Капиллярные явления.

Простые опыты (бумажная лилия и другие)

Как пьют деревья.

7-е занятие.

Игра

Тема 4. Понятия о силах. (11 занятий)

1-е занятие.

Давление. Почему лыжи не проваливаются в снег.

Давление в жидкости. Опыт с «водолазом».

Трудно ли сжать воздух.

2-е занятие.

Плавание тел.

Закон Архимеда (кричим – «эврика»!).

Игра.

3-е занятие.

Трение.

Почему и как человек придумал колесо.

«Воображариум» - что бы произошло, если бы трения не было.

Игра «как победить трение».

4-е занятие.

Почему и как тела падают. Сопротивление воздуха.

Сила тяготения. Что такое вес тела и как его измерить

5-е занятие.

Сила упругости.

Придумываем игры с пружинами и резинками.

6-е занятие.

Говорим о направлении действия сил (понятие о векторе), рисуем силы-векторы.

Вспоминаем предыдущие опыты и рисуем силы-векторы.

Игра.

7-е занятие.

«Карусель». Центробежная и центростремительная силы.

Делаем карусель, обсуждаем.

Опыт на улице с ведерком с водой.

8-е занятие.

Почему и как летит бумажный самолетик.

Когда воздух помогает и когда мешает.

Соревнования самодельных самолетиков.

9-е занятие.

Делаем парашют и вертолет (из бумаги).

Сравниваем их движение с комком такой же бумаги, обсуждаем результат.

Качественные задачи и наблюдения.

10-е занятие.

Итоговое занятие – мы знаем, почему предметы могут двигаться.

А если они не двигаются? Действуют на них силы?

Что еще может сделать сила? (Деформация)

11-е занятие.

Игра

Тема 5. Что еще можно узнать о движении и о веществах (14 занятий)

1-е занятие.

Где оказался автомобиль? Понятие о координатах.

Вспоминаем игру «морской бой»

Придумываем игры и ситуации с координатами.

2-е занятие.

Точка отправляется в путешествие. Путь и траектория.

Движемся как – прямо или криво?

Рисуем маршруты, измеряем путь и длину траектории.

3-е занятие.

Время. Зачем и как его измерять.

Как люди придумали часы.

Изобретаем часы.

4-е занятие.

Быстро и медленно – как описать? Понятие скорости

От чего она зависит. Устраиваем «гонки».

5-е занятие.

Движение большого и малого.

Планета и молекула – что общего? В чем различие?

Игра.

6-е занятие.

Движение вещества и в веществе. Как движется воздух?

Что умеют потоки воздуха? (Вспоминаем про самолетик и парашют)

Задуваем свечу (с экраном, с бутылкой).

7-е занятие.

Кстати о свече – что такое огонь? Зачем огню воздух?

Опыты со свечой.

8-е занятие.

Еще о свойствах воздуха.

Как сдуть монету в чашку.

Можно ли задуть бумажный шарик в бутылку, обсуждаем, почему не получается.

Дуем на свечу через воронку.

Теперь мы знаем закон Бернулли!

9-е занятие

Вспоминаем капиллярные явления.

Использование к.я. в технике и быту.

Изобретаем.

10-е занятие.

Как вода «давит». Опыты с бутылками.

Закон Паскаля.

11-е занятие.

Когда вода становится «сильнее» или из чего сделаны мыльные пузыри.

Вода и воздух (опыты с пузырьками воздуха в воде).

Зачем пузырьку мыло?

12-е занятие.

Копилка вопросов о мыльных пузырях (почему пузыри разного размера, почему они лопаются, почему некоторые прилипают друг к другу, почему они круглые и т.п.)

13-е занятие.

Какими еще бывают пузыри? (Пускаем воду в растительное масло, обсуждаем получившиеся пузыри).

Капля. Что общего и в чём отличие от пузыря.

14-е занятие.

Изобретения и пузыри. Пузыри полезные и вредные.

Игра-соревнование.

Тема 6. Колебания и волны. Звук. (6 занятий)

1-е занятие.

Все, что мы можем сказать о маятнике.

Понятие о частоте колебаний.

Колебания в природе.

2-е занятие.

Такая знакомая волна.

Откуда берутся звуки? Простые опыты.

Загадки и отгадки.

3-е занятие.

Резонанс и резонаторы. Почему мост рухнул.

Музыкальные инструменты.

4-е занятие.

Как мы слышим звук? Скорость звука в различных веществах.

Секрет ковбоя.

5-е занятие.

Эхо и летучая мышь.

Как «видит» подводная лодка.

Как делаются некоторые изобретения.

6-е занятие.

Игра.

Тема 7. Все о свете. (5 занятий)

1-е занятие.

Что мы уже знаем о свете (геометрическая оптика). Вспоминаем первую тему. Сравниваем звук и свет. Волновые свойства света.

Слегка приоткрой глаза или каким мы видим свет через ресницы (дифракция).

2-е занятие.

Опять наблюдаем мыльные пузыри. (Интерференция).

Наблюдения, обсуждаем природные явления.

3-е занятие.

Свет и спектр излучения.

Вся правда о лете (ультрафиолетовое излучение).

4-е занятие.

Почему свет согревает (инфракрасное излучение)

5-е занятие.

Игра.

Тема 8. Машины и механизмы. (4 занятия)

1-е занятие.

Дайте точку опоры…(рычаг)

2-е занятие.

Подъемный кран  (блок)

3-е занятие.

Секреты наклонной плоскости.

4-е занятие.

Работа, работа…

Тема 9. Знакомимся с энергией. (6 занятий)

1-е занятие.

Вспоминаем о тепле. Понятие об энергии.

Тепловая энергия

2-е занятие.

Механическая энергия или как забивать сваи.

Задачи качественные и весёлые.

3-е занятие.

Энергия магнита и электричества.

«Воображариум»

4-е занятие.

Люди и энергетика.

Про электростанции и атомную бомбу.

«Воображариум»

5-е занятие.

Этот великий закон (сохранения энергии).

Опыты. Наблюдения. Задачи.

6-е занятие.

Игра.

Тема 10. Секреты изобретений – ТРИЗ (5 занятий)

Всего в программе 72 ч

 

*Методические материалы и видеозаписи к программе - в разработке


Виктория Базеева 11 дек 12, 20:32
+14 12

Научим наших детей читать. Часть 2. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

 

 В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.


 

     Часть 2. Обучение чтению, от 3 до 6 лет

      Часто спрашивают - как правильно научить ребёнка читать? Ответ простой - читайте сами. Читайте вслух. Увлекайте. Если вам самим интересно - будет интересно и вашим детям.  Это главное, а теперь о частностях. 

Нам известно несколько простых игровых способов помочь ребёнку в возрасте 3-4 года (рекордсмены начинают в 2,6-2,9) достаточно быстро и легко научиться читать:

 1)     Как мы читали с дочкой в 2,8. Недолгое знакомство с буквами перешло в слоговые напевы. Вот попалось слово «мама». Тянем, напевая:  «Ма-…». Пока тянешь «ма - а….» – глаз успевает зацепиться за следующий слог, конкретно за второе «м». Потом 2-3 секунды и вспоминается, что эта буква – тоже «м», а за ней – знакомая «а»: «… -ма…».

 Начинаем с самого простого: на рисунке буква «А» (на самом деле – звук, конечно) как человечек бежит к букве «У». Бежит – тянется ручками: а-а-а-а…- у-у-у-у… Ау!

 Многим ребятам бывает достаточно для схватывания идеи буквально нескольких упражнений. Тянем звук до тех пор, пока не вспоминаем начало следующего. «Мо-ло-ко»… У тебя получается!!!    В три года дочка уже читала самостоятельно.

 2)     Тут и детские книжки будут кстати – не только картинки рассматривать (хотя и это может быть очень полезным занятием, особенно если обсуждать содержание, комментировать, задавать вопросы). «Моя первая книжка» - так называлась старая детская серия книжек для малышей.

3)     Вот на что здесь обратим внимание – не избегайте «сложных» слов. Не стоит упрощать задачу чтения «Мамой, которая мыла раму» (никак не отмоет за сто лет). Пусть не на первых шагах, а на вторых, но ребёнок начнёт прочитывать слова в 3-4 слога, это тоже может быть забавной игрой. Будем постоянно помнить, что возможности у детей огромные, а развитие интеллекта происходит при решении не самых простых задач.  Чтение и разбор трудных слов может быть вполне подходящим материалом для развития дошкольников. А уже ближе к 5-6 годам в репертуар могут входить такие слова как: траектория, велосипед, незаурядный, произведение, шлифовальный, деревообработка, астероид, химический, аббревиатура, жужелица, пастеризация, социум… Постепенно расширяйте список трудных слов сами – что считаете практичным для своего ребёнка. Можно обсуждать, спрашивать друг у друга значение трудных слов, расширяя кругозор, а попутно  подтянете дикцию, чтобы потом не пришлось тревожить логопедов. 

 4)     Кроме этого, артикуляционный аппарат будем развивать скороговорками.  Кто быстрее и без ошибок повторит 3 раза подряд: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Или: «Идёт косой козёл с косой».  Засекаем время секундомером. Одна ошибка – выступление не засчитывается, надо начинать заново. Для ребят постарше, кто уже уверенно читает, новая игра: вывешиваете на стену список скороговорок и устраиваете чемпионат семьи. Имя победителя тут же торжественно вписывается в список, а через неделю – следующий чемпионат: тренируйтесь!

 5)     «Читать» (на самом деле – запоминать внешний вид) слова целиком – на карточках, на вывесках, где угодно. За одно «занятие» ребёнок может запросто запомнить 5-7 и более новых слов. Напишите на картонных карточках фломастером: дом, папа, кошка, дерево, окно, игрушка, Солнце. И… отдайте эти карточки старшему ребёнку – не заметите, как он научит младшего!

 6)     Для закрепления навыка чтения существует масса настольных игр. От кубиков с буквами – до «Найди слово» (посильная игра уже для 4-леток, но при участии взрослых).

 7)     Писать буквы и слова раньше, чем читать. Мы предлагаем использовать в играх функциональные надписи ещё до того, как ребёнок может их прочесть. Здесь огромный простор для творчества. Придумывайте самые разные игры с надписями на предметах. Для начала можно поиграть в имена – они крепятся бумажным скотчем к одежде. Далее даём имена предметам в комнате (точно также можно быстро пополнить словарный запас иностранного языка, но об этом в следующий раз).  Чтобы правильно воспользоваться предметом – надо «прочитать» его название. В фильме «Делаем с детьми игрушки-2» (готовится к публикации) будет видно, как  4-летний ребёнок делает на проекте лифта функциональные надписи.

 

Уверены: научить ребёнка читать может каждый. Особой методики для этого даже и не требуется. Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своими находками, авторскими решениями.  Важнее – не переусердствовать, не отбить охоту брать в руки книжку. Никакого занудства! Наша главная опора – это интерес ребёнка.  

 

Что читать с трёх до шести?

 Частично мы на этот вопрос ответили в первой статье. Уверены, что наш «Курс Арины Родионовны», от колыбельных до Пушкина и Ершова - добротная основа детской библиотеки. Но это далеко не весь ответ.  Мне не хотелось бы здесь публиковать некий «список обязательной литературы», это отдельный разговор, но как минимум советую не проходить мимо добрых, озорных, умных произведений К.Чуковского, С.Козлова, И.Токмаковой, Р.Мухи, А.Усачева, Ю.Мориц, С.Маршака, Э.Мошковской, Е.Чарушина, В.Бианки, В.Сутеева.

 И ещё важный момент, может быть самый важный. Чтение – это не техника воспроизведения букв и слов. Чтение – это работа образов. Просто для себя найдите автобиографическую прозу Марины Цветаевой, которая уже в 5-6 лет прочла практически всю мамину библиотеку – нарушая запреты… Начните с повести «Мой Пушкин» - многое о том, как вырастают гении и как формируется художественное образное (вначале – буквально чувственно-образное) восприятие, станет понятно:

 

«…была  картина  в  спальне  матери  - "Дуэль".  Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят  третьего,  под мышки, к саням - а еще один, другой,  спиной  отходит.  Уводимый  -  Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил  его  на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.

     Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили.  Потом  я  узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел  Пушкина,  потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на  снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет  твердо  узнала,  что  у поэта  есть  живот,  и  -  вспоминаю  всех  поэтов,  с  которыми  когда-либо встречалась, - об этом _животе_ поэта, который так часто не-сыт и в  который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С  пушкинской  дуэли  во мне началась _сестра_. Больше скажу  -  в  слове  _живот_  для  меня  что-то священное,- даже простое "болит живот" меня заливает  волной  содрогающегося сочувствия, исключающего всякий  юмор.  Нас  этим  выстрелом  всех  в  живот ранили.

 ... С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность - я поделила мир на поэта - и всех, и выбрала - поэта..."


Анатолий Сторожев 9 фев 13, 14:13
+28 15

Научим наших детей читать. Часть 1. КУРС АРИНЫ РОДИОНОВНЫ

 

Начинаем серию статей, посвященных чтению и литературному образованию.


Введение
Самое простое, что мы можем сделать для своих детей в плане их начального  образования - научить читать.  Сколько копий ломаем по поводу слабой работы школы, но ведь включить этот ресурс – только наша внутрисемейная задача.   Мы - самая читающая нация в мире.  Ну... так было ещё недавно...  Знаете сколько люди читают? Лидеры по данным 4-летней давности:

1. Индия   10,7 часа в неделю.
2. Таиланд   9,4 часа в неделю.
3. Китай   8,0 часов в неделю.
4. Филиппины   7,6 часа в неделю.
5. Египет   7,5 часа в неделю.
6. Чехия   7,4 часа в неделю.
7. Россия   7,1 часа в неделю.

Однако, и семи часов в неделю вполне хватит, чтобы ввести человека в пространство культуры. Надо лишь грамотно распорядиться этим ресурсом.

 

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
   

1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Первый вопрос, который часто задают молодые родители: когда надо начинать учить ребёнка читать?
Нащ ответ неа этот вопрос простой: примерно за полгода до рождения ребёнка.
Первый "предмет", который ребёнок "изучает" ешё до появления на свет, называется так:


Часть1. Курс Арины Родионовны, для детей от - 0,5 до +7 лет.

Так мы решили назвать программу помогающую молодым родителям включить механизмы тонких культурных настроек, которыми испокон веков владели наши Предки.
Мы учитываем, что ещё до рождения, в утробе матери, ребёнок вполне воспринимает окружающие звуки, настраивается на получаемые вибрации.
Уже в этом возрасте он – ваш самый внимательный слушатель. Колыбельные, народные напевы, наши лучшие стихи и сказки – это та тонкая материя, из которой и будет соткано полотно формирующегося сознания.  Главное здесь – запоминающийся ритм, мелодия языка и Ваш голос:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,

И серенький волчок - не совсем маленький серый волк, это первое сказочное существо, с которым мы сталкиваемся в жизни. Немножко страшный... и страшно волшебный.  На краю... сознания... понимаешь: он не злой, он ... свой. Воображение включается, требуя развития сюжета. А мама продолжает и уже сочиняет колыбельную по ходу дела, не особо придерживаясь "канонического" текста, так и надо, это же свободное народное творчество, более того - это Традиция.

Итак, молодая семья за полгода-год до рождения ребёнка закупает не только пелёнки. Есть кое-что поважнее. Первое - мы заводим альбом колыбельных и русских народных песен, учимся петь.


Далее в дело идут русские народные сказки: Машенька и медведь, Колобок, Теремок, Репка, Курочка Ряба - их очень много, самых разных, составьте для себя список, например отсюда.
Но и это не всё. Хороводные песни, заклички, потешки, считалочки, загадки, пальчиковы игры... Народный фольклор - это тот фундамент, на котором будет возводиться дальнейшее образование.

Волшебные ритмы сказок Пушкина, «Конёк-Горбунок», русские народные сказки – дарите ребёнку эти сокровища, не утруждая себя вопросами: а не рано ли ему? а понимает ли он? 
Он всё воспринимает – как минимум, а многие родители знают, что и всё понимает.

Задания для родителей:

1. Завести альбом народного творчества, составить для себя "Список Арины Родионовны". Рекомендуем начать его наполнение с тех ресурсов, на которые есть ссылки в тексте. Дополните этот ресурс собственными источниками.

2. Возьмите себе за правило петь ребенку, рассказывать сказки не только на ночь... Иногда сами, вместе с ребенком, слушайте хорошую мелодичную музыку и песни.

3. Периодически меняйте репертуар.

 

Тема следующего разговора: 

2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 лет

 

 


Анатолий Сторожев 1 фев 13, 20:59
+50 11

Лаборатория целостного образования

Вам известна хоть одна компания в мире, которая бы принимала на работу "специалистов по сдаче тестов"? А ведь именно таких специалистов готовит сегодня массовое образование, обрекая общество на деградацию.

Лаборатория целостного образования создаёт принципиально новую образовательную платформу.


Анатолий Сторожев 29 июл 15, 07:58
+1 5

Делаем вместе с детьми МУЛЬТФИЛЬМЫ

 

Минимально необходимое оборудование:

  1. Цифровой фотоаппарат или видеокамера
  2. Штатив
  3. Компьютер

 Желательно иметь (можно сделать самим) осветительную установку с рассеивающим экраном и снимать только при искусственном освещении (качество получается выше).

 Возможные материалы:

  • Пластилин;
  • Краски, карандаши, фломастеры;
  • Бумага, картон.

 Материалом для фильма может служить что угодно – детский конструктор, мягкие игрушки, куклы, посуда… При создании персонажей может пригодится ткань, проволока, нитки и другие материалы - в зависимости от вашего воображения.

 Сборку фильма можно производить в программе Киностудия Windows Live (входит в стандартный набор Windows 7) редактирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для записи звуковых файлов можно использовать, например, программу Audacity, которая позволяет создавать одну или две звуковые дорожки и сохранять файлы в формате, пригодном для наших задач.

 Общая технология создания:

  1. Вначале выбирается общая идея, придумывается основа сценария (который по ходу дела может быть существенно изменён).
  2. Подбираются или изготавливаются персонажи.
  3. Рисуется (или подбирается) «задник» сцены – фон (например, какой-то пейзаж).
  4. Составляется начальная сцена: выбирается место, определяется масштаб кадра и ракурс, расставляются персонажи, подбирается освещение, закрепляется «задник».
  5. Устанавливается камера на штативе и освещение сцены. Надо быть аккуратным: штатив нельзя смещать.
  6. Один человек (оператор) отвечает за камеру: когда убеждается, что сцена выстроена и в кадр на попадают руки кукловодов )) – нажимает на спуск и командует: «Готово!».
  7. После этого те, кто управляют персонажами, могут производить небольшие изменения в их положении – переместить, слегка повернуть голову, поднять лапу и т.п.. Брать в руки персонажей не рекомендуется – вы рискуете потерять их точное местоположение и в итоге получится как будто персонаж вдруг телепортировался в другое место на сцене. 
  8. Выстраивание каждого кадра происходит под руководством режиссёра, который удерживает развитие сюжета и согласовывает действия персонажей. Скорее всего, в первых опытах режиссировать лучше взрослым.
  9. Перемещение по сцене и вообще все движения выполняются из расчета количества кадров с секунду. Как известно, профессиональная съёмка производится со скоростью 24 кадра в секунду. Нам будет вполне достаточно 5-6 кадров в секунду, т.е. на производство 15-секундного фильма вам потребуется сделать порядка 75-90 кадров. Это займёт у вас не более получаса при слаженной работе. 
  10. Затем открывается программа Киностудия Windows Live и в неё сливаются все кадры, которые вы сняли. Далее, пользуясь возможностями программы, вы достаточно легко монтируете фильм: надо отрегулировать скорость просмотра (рекомендуем установить длительность показа каждого кадра 0,2 с, но во многих случаях этот параметр подбирается под конкретную задачу), создать стартовую картинку (название), титры, наложить музыку и другие звуки. В программе есть всё необходимое для покадрового и общего редактирования.
  11. При желании можно самостоятельно озвучить персонажей. Для этого воспользуемся программой Audacity и создадим ряд звуковых файлов mp3. Сохраняйте их под соответствующими именами, так будет проще монтировать.  Освоение программы не представляет сложностей. Наложение звука на изображение производится в программе Киностудия Windows Live.
  12. Сохраняете проект фильма (если будет продолжен монтаж) и, если вы считаете свою работу законченной – сам фильм, например в формате mp4.  После этого его можно размещать в интернете, например на http://www.youtube.com и отправить нам ссылку для опубликования на данном сайте, либо размещаете работу сами – в разделе «Блог сети МДР»

 Главное: ищите решения вместе с детьми, не ограничивайте их творчество. Конечно, на первых шагах необходимо «организовать производство», четко объяснить всем участникам правила взаимодействия, распределить задачи. В дальнейшем всё чаще спрашивайте у ребят – как лучше выставить кадр, сделать освещение, какой сюжет использовать, из чего сделать героев, кто будет озвучивать и т.д. Тогда работа каждому принесёт радость.  

 В данном фильме обобщен наш небольшой опыт мультипликации за последний год. Некоторые мультфильмы создавались буквально за полчаса - час, с малознакомыми нам детьми, в условиях лагеря или семинара. В неспешной домашней обстановке каждый может создать гораздо более качественные произведения.


Анатолий Сторожев 5 янв 13, 00:29
+31 12

Учимся учиться и учить. Новая встреча 30 ноября.

Новая встреча в цикле "Учимся учиться и учить" состоится в субботу, 30 ноября, в 13-30.

 

Отчет о последнем семинаре - здесь.

Мы продолжаем помогать родителям, желающим обучать своих детей самостоятельно.

Продолжительность занятия 2,5 часа.

Место проведения - Москва, м.Пушкинская. Адрес - в приглашении.

Для получения приглашения просто напишите на anstor@yandex.ru и укажите имя, возраст ребёнка. Приглашения необходимы для того, чтобы знать количество участников.

 


Анатолий Сторожев 21 ноя 13, 11:06
+3 5

Пять причин стать настоящим Учеником

http://www.sai.gov.ua/uploads/20110531_115035.jpeg

 

НОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА

 

 В этом мире всегда было много учителей…

 В этом мире всегда не хватало Учеников…

 

 Существующая массовая школа, даже очень хорошая, не может обеспечить нашим детям получение целостного образования. Причин тут накопилось много, но главная причина – в применении давно устаревшей модели образования, в соответствии с которой детей учат, но дети, как правило, не учатся. Мы приглашаем вас в образовательный проект, не очень похожий на обычную школу, и именно поэтому у наших учеников есть шанс получить достойное образование.

  Мы создаём школу, в которой не просто «детей хорошо учат», но школу, где сами ученики любят и умеют учиться. Образовательная технология, которую мы используем, основана на поддержании в детях природного любопытства, интереса ко всему новому. Мы постараемся не потерять этот интерес и развить его.

  Мы создаём школу, где ребёнку помогут независимо от уровня его предыдущей подготовки. Как показала многолетняя практика применения нашей технологии, неуспешных и неодарённых детей не бывает. Те, кто приходит с хорошей подготовкой, быстрее получат возможность для организации следующего шага развития.

  Применение нашей технологии даёт существенный выигрыш во времени (не менее 40%). У нас не возникает проблемы: «Где взять время на освоение перегруженной государственной программы?» Мы озабочены другим – как грамотно распорядиться высвобождающимся временем.

  Мы создаём площадку целостного образования, где будем осваивать не только привычные школьные предметы (возможно – в непривычной форме), но и различные полезные практики и даже новые учебные предметы.

  Мы создаём живую школу, не зажатую привычными шаблонами и регламентами, в которой ребёнку просто хорошо, где его принимают как равного и ценного, где каждый незаменим, где мы одна семья, где мы сообща учимся решать задачи и проблемы каждого.

  Приглашаем вас на ознакомительную встречу с организаторами школы, которая состоится 9 марта, с 11 до 13 часов в г. Красногорске. На первую встречу приглашаются родители детей возраста 6-10 лет.

 Просьба сообщить о намерении принять участие во встрече заранее. Напишите на адрес anstor@yandex.ru и получите приглашение.

 С уважением, автор проекта, Сторожев Анатолий.

 


Анатолий Сторожев 18 фев 14, 08:16
+2 2
Темы с 1 по 10 | всего: 177

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев