На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Научим наших детей читать. Часть 6. ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ окончание

http://l4b.s3.amazonaws.com/public/bookimages/8bb93d3e7d460421f82e3db96a38fb5d32856d162e5bb5b429537099f3766c85-107592.jpg

В серию входит семь статей. Каждая посвящена одной из программ литературного образования:
   
1.    Курс Арины Родионовны (настройка слуха), для детей от - 0,5 до +7 лет;
2.    Обучение чтению (учимся читать), от 3 до 6 (7) лет;
3.    Изба-читальня (активное чтение, расширение читательской эрудиции), приблизительно от 6(7) до 16 лет;
4.    Поэтический клуб (формирование поэтического вкуса), от 5 лет и старше;
5.    Домашний театр (комплексное развитие новых способностей и способов работы с текстом), от 3 лет и старше;
6.    Осмысленное чтение (обучение пониманию текста), от 7 до 12 лет;
7.    Литературное творчество и литературное чтение, от 6 лет и старше.

 

Коллеги! У нас есть выверенная и обкатанная программа по обучению осмысленному чтению. Цель программы - выработать с учеником ясный и простой инструмент понимания текста - любого, в принципе, от текста математической задачи до философского или литературного произведения. Это то, чему не успевают научить на уроках литературы.

По этой программе мы обучали детей возраста от 7 до 14 лет изымать смыслы хоть из нашей любимой "Косточки", хоть из басен И.А.Крылова, хоть из диалогов Платона, хоть из выступлений политических лидеров.

Я попробую "на пальцах" объяснить как мы действовали, понимая, что отрабатывать навык понимания лучше в очной семинарской работе, тут и вебинары наши не помогут, слишком всё запущено. И всё же попробуем, раз уж взялись ;-)

Итак...

 

Методическая схема работы с текстом (упрощенный вариант):

1 шаг. Читаем текст.

Удерживаем  сюжетную линию в форме знаковой конструкции (схемы событий, цепочки рассуждений и т.п.). Необходимо разбить текст на фрагменты, смысловые единицы и зафиксировать их в виде рисунка, схемы, графика (в зависимости от характера текста подбираются адекватные способы знаковой фиксации). Так может выглядеть краткая запись сказки «Курочка Ряба»: 

Д Б, КР, ¤, Д-хх, Б-хх, М, ~, Ø, Д¨, Б¨, КР: ʘ

 иногда первый шаг можно пропустить

 2 Шаг.  Выделяем по этой схеме действия и события.

 Различаем события («яичко упало», «разбилось») и действия («мышка махнула хвостиком»).

Схема улавливает возможную причину (пока это лишь гипотеза!) и следствие. Здесь важно обсудить: кто и что фактически делал. Пока без ответа на вопросы – зачем и почему. Дел – бил. Мышка – бежала. И удержать в простейшей схеме.

 

3 шаг. Назовём его "Точки удивления"

Что странного, непонятного встретилось в тексте? Что цепляет воображение? Какие вопросы возникают (только вопросы! не делайте попыток отвечать сразу - потеряете содерание!).

 Примеры вопросов, которые задавали дети после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»:

  • Почему мама запрещала сыну кушать сливы?
  • Почему она оставила Ваню одного в комнате вместе со сливами, если видела, что он хочет их попробовать?
  • Почему она их пересчитала, когда вернулась?
  • Почему мама сама не поговорила с детьми, а пошла к отцу?
  • Почему папа обманул детей?
  • Почему Ваня сначала покраснел как рак, а потом – побледнел?
  • Почему все дети засмеялись?
  • Почему Ваня заплакал? Ведь всё закончилось хорошо, его никто не ругал.

Таких вопросов могут быть десятки. Обратите внимание детей - тут только вопросы. Ответы будем искать позже.

Примеры вопросов, которые задавали дети при работе над сказкой «Курочка Ряба":

  • Что значит - "золотое" яйцо? Буквально золотое? Или какое-то необычное?
  • Почему дед бил, если видел, что золотое?
  • Почему баба била, если видела, что дед уже пробовал разбить и не получилось?
  • Почему мышка смогла разбить золотое яйцо?
  • Почему дед и баба плачут, когда яйцо разбилось (сами ведь хотели разбить)?
  • Почему курочка так странно их утешает: "Я вам больше золотого яйца не снесу"?
  • Откуда курочка знает - какое яйцо она снесёт?

  Все появляющиеся вопросы и сомнения выписываем в столбик.

 

 4 шаг. Поиск ключей.

Берём карандаш и проходим по этому списку в поиске ключевых понятий.

Это будут ключики для понимания всего текста. Это как зёрнышко загадки. Самый сложный и ответственный этап, требующий некоторого навыка работы. Здесь формируется опыт обращения с понятиями. Как это объяснить детям? Вообще-то, по нашему опыту, дети интуитивно хорошо чувствуют такие ключики. Скажем, в сказке "Курочка Ряба" таких ключиков несколько, но первый и очевидный - "золотое".

Это понятие выписывается отдельно: "ЗОЛОТО - ?"

Ну действительно, спрашиваем мы самих себя и детей, что значит - золотое? Если бы на самом деле было золотое, может и не разбилось бы, упав со стола?

Появляются первые гипотезы:

  • золотое - действительно золотое;
  • золотое - значит какое-то необычное, странное, не такое как раньше, может быть непривычное;
  • золото - зло, зола, не настоящее, что-то фальшивое, обман, "Царь Кащей над златом чахнет".

В других текстах будут другие ключевые понятия, управляющие действиями героев: лесть, хвастовство ("Колобок"), страх, испуг ("Прыжок" Л.Толстого), дружба, взаимопомощь ("Репка"), честность, страх, обман ("Косточка"), отвага, честность, дружба, стыд, радость…

Каждое понятие - повод для разговора. Мы временно забываем про "исходник" и обсуждаем понятия не по тексту, а "по жизни":

  • Чем испуг отличается от страха? Приходилось ли тебе пугаться? Как это было?
  • Как "устроено" хвастовство?Для чего люди хвастают?
  • Что такое лесть?
  • Как "работает" зависть?
  • Для чего нам нужна дружба? Честность? Порядочность? Любовь? Отвага? Преданность?

 

5 шаг.Версии ответов на вопросы.

Возвращаемся к тексту и находим ответы на поставленные вопросы с учетом опыта, полученного в шаге 4.. Тут такая хитрость. При обсуждении понятий каждый занимал какую-то позицию. Вспомним про понятие "золотое". Например, мы определились, что золотое - это что-то фальшивое, ложное. Пройдёмся по списку вопросов и попробуем отвечать на них, не забывая про это содержание понятия.

Вот, что может получиться при беглом просмотре:

  • Что значит - "золотое" яйцо? Фальшивая ценность (чего это курочка решила так поступить со стариками?).
  • Почему дед бил, если видел, что золотое? (наверное, отнёсся к фальшивому так же как к обычному, по привычке, по инерции мышления);
  • Почему баба била, если видела, что дед уже пробовал разбить и не получилось? (аналогично, но пробовала бить своим способом... а кстати, понимаем ли мы как они "били"?)
  • Почему мышка смогла разбить золотое яйцо? (а что за мышка, кстати?)
  • Почему дед и баба плачут, когда яйцо разбилось?  (не понимают, что их избавили от ложной ценности?)
  • Почему курочка так странно их утешает: "Я вам больше золотого яйца не снесу"? (ну это как раз уже очевидно, хватит измываться над стариками)
  • Откуда курочка знает - какое яйцо она снесёт? (пока не ясно).

Здесь практически каждая строчка - направление размышлений. Чтобы не заплутать в лабиринтах смыслов, надо быть дисциплинированным исследователем: внимательно следить за тем, какое именно понятие выбрано на основу и каким содержанием оно наполнено.

На материале "Косточки" может всплыть понятие обмана. Очень интересное понятие, не такое уж простое. Попытки ответить на вопрос - кто кого обманывал, дадут разные версии прочтения рассказа. Наши ученики выстраивали три убедительные линии понимания, вот разные толкования (чуть разные понятия обмана и разные понимания смысла текста):

- Ваня обманул маму;

- Папа обманул Ваню;

- Мама обманула Ваню (оставив его одного со сливами и понимая, что он не удержится).

Важно! Каждую версию необходимо проверять на тексте, возвращаться к нему снова и снова в поисках подтверждения или опровержения. Додумывать за автора нельзя!


6 шаг. Позиция автора.

Что он нам этим текстом хотел сказать? Сделать? В чем была его основная мысль?

 

7 шаг. Позиция читателя.

Что практичного мы извлекли из этого текста? Что приняли для себя? Чего не приняли? Чем сможем пользоваться в дальнейшем? Чем хочется поделиться с друзьями? Какие новые понимания нам окрылись?.

 

Задание для наших участников.

Вот вам ещё один хороший текст: рассказ Л.Толстого "Прыжок"

Попробуйте выделить из него основные смыслы, проходя последовательно по этим 7 шагам.

Справитесь? Надеюсь на вашу совместную работу с детьми.

 

Друзья, я ж понимаю, что предлагаю вам огромную работу, а вам как бы некогда)). Поэтому сформулирую ещё раз, что это вам может дать: ваш ребёнок через пару месяцев таких тренировок будет единственным человеком в классе, который достаточно быстро и точно понимает смысл прочитанного. Как думаете, ваши усилия стоят того?

Картина дня

наверх