ЗАДАЧА
Сделать с детьми театр теней. Поставить несколько представлений. Обсудить физику тени.
Занятие развивает навыки созидания, образное и исследовательское мышление, речь, внимательность. А также, поволяет познакомить детей с основами оптики - понятиями "луч", "тень", "источник света" и т.п.
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Выбираем темы для театра теней (сказки, истории).
Дети рисуют на плотном картоне силуэты персонажей. Силуэты вырезаем и закрепляем на палочках - держателях.
Готовим сцену: Делаем экран на стене из простыни, листа ватмана или еще чего. Устанавливаем лампу для подсветки или используем свет уличных фонарей.
Всё, техническая часть готова. Дальше - вместе делаем представления.
ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка:
Заранее подготовьте, пожалуйста материалы и инструмент. Вам понадобится:
- Картон (подойдет обычный школьный, можно в 2 слоя);
- Ножницы;
- Палочки для держателей (рейки, тонкие прямые ветки и т.п.);
- Клей (или строительный степлер, или другие средства для крепления силуэтов к рейкам);
- Полотно для экрана (листы ватмана, белая ткан и т.п.);
- Бумага;
- Карандаши;
- Ручной фонарь;
- Лампа.
Сделайте заранее один образец силуэта на держателе.
Организационная подготовка
Договоритесь с детьми, что будете делать с ними театр теней.
Обсудите, по какой сказке или рассказу им интересно сделать театр. Выберите что-то с разнообразными персонажами. Начинать проще с персонажей зверей.
ЗАНЯТИЕ
Этапы занятия:
- Придумываем игру;
- Рисуем игру;
- Обсуждаем рисунки;
- Делаем игру;
- Обсуждаем игру и думаем, как играть;
- Играем;
- Подводим итоги.
1 этап: Придумываем игру
Задайте детям вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.
Покажите детям пример отображения силуэта на стене с помощью ручного фонаря в какой-нибудь темной комнате (например, в ванной).
Обсудите, что такое тень и откуда она берется. Покажите, как меняется размер и положение тени при перемещении силуэта и источника света.
Дайте детям самим поиграться с тенями, почувствовать, как ими можно управлять.
Обсудите с детьми, какие сказки они хотят делать и с какими персонажами.
Обсудите, как крепить силуэт к держателю.
2 этап: Рисуем игру
Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: Нарисовать, как устроен театр теней.
Внимание: На этом этапе дети рисуют не силуэты, а общую схему театра.
На рисунке важно указать:
- Экран;
- Лампу
- Силуэт;
- Человека, который держит силуэт;
- Зрителей.
Если ребенок берется рисовать сам - не мешайте, пока он не остановится.
Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например, покажите, где на рисунке экран и лампа.
Обсудите с детьми, где и какие детали нужны на рисунках. Дайте детям нарисовать детали.
Попросите детей написать названия каких-то частей рисунка. Если они не умеют писать - напишите текст за них, или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе.
От надписей поставьте стрелочки к описываемым частям.
3 этап: Обсуждаем рисунки.
Попросите детей рассказать, что они нарисовали.
Задайте им уточняющие вопросы:
- Что здесь нарисовано?
- Из чего состоит театр?
- Кто участвует в театре?
- Что где написано? и т.п.
Важно, чтобы дети подробно рассказали про свой рисунок и составили образ, как они будут всё это делать на практике.
4 этап: Делаем игру
Договоритесь с детьми, кто и какие силуэты рисует.
Дайте детям картон и поставьте задачу: Нарисовать силуэты и закрепить их на палочках-держателях. Хорошо если каждый ребенок сделает по 2-3 силуэта.
Часть силуэтов возьмите из рассказов, сказок. Часть придумайте сами.
Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сам. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.
Подготовьте вместе с детьми сцену театра. Сделайте и установите экран. Подготовьте и установите лампу.
Договоритесь, что театр будет, когда на улице станет темно.
5 этап: Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть
Обсудите с детьми, как вы будете делать театр теней:
- Какой рассказ / сказку сначала поставите?
- Кто какую роль будет исполнять?
- Кто будет рассказчиком и т.п.
Прорепетируйте. Попробуйте говорить и двигать силуэтами без теней. Но не целиком сказку, а небольшие отрывки.
6 этап: Играем
Поиграйте с детьми в театр теней.
Начните с самого простого варианта: Вы все рассказываете, а дети просто двигают фигурки.
Обязательно, чтобы каждый ребенок поиграл за какого-нибудь персонажа.
Постепенно наращивайте сложность. Давайте детям говорить за персонажей, говорить от имени рассказчика. Добавляйте в сказку свои сюжетные линии с использованием силуэтов дополнительных персонажей и т.п.
Дайте детям поиграться с силуэтами собственных рук и силуэтами их собственных фигур.
7 этап: Подводим итоги
Обсудите с детьми занятие.
Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают"
Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали.
Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие. Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.
Задавайте уточняющие вопросы:
- Что было самым интересным?
- Что было самым радостным?
- Что было непонятно?
- Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.
После занятия дайте детям самим поиграть в театр теней
МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ