Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 4 - простой самодельный циркуль

ЗАДАЧА

Сделать с детьми циркуль из деревянной линейки. С его помощью, порисовать забавные рисунки и поиграть в игру на координацию движений.

Занятие позволяет сформировать у детей понятия круга и окружности, учить видеть геометрические фигуры вокруг себя, развивает воображение и дает навыки геометрических построений. И, как всегда, дети испытывают радость от процесса постижения нового.

Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 4 - простой самодельный циркуль

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Берем деревянную линейку и рядом с отметкой каждого сантиметра сверлим в ней отверстия диаметром 2 мм. В отверстие рядом с отметкой "ноль" вкручиваем шуруп.

Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 4 - простой самодельный циркуль

Все. Циркуль готов. Теперь можно брать карандаш или фломастер, вставлять его в отверстиz и чертить круги нужных диаметров

ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка:

  • Заранее подготовьте, пожалуйста, материалы и инструмент. Вам понадобится:
  • Деревянные линейки: по числу детей + 2 (одна, на случай если что сломается и одна, просто чтобы чертить)
  • Дрель и сверло подходящего диаметра (если в доме нет - постарайтесь купить - детям полезно владеть сложным инструментом).
  • Шурупы
  • Отвертка
  • Бумага
  • Нитка и 2 шайбы
  • Предметы, обводя которые можно начертить круг (кружки, миски и т.п.)
  • Карандаши или фломастеры
  • Рейка длиной 70-100 см.
  • Маркеры для белой доски (тонкие и толстые)

Тонкие перманентные маркеры, если интересно сделать долговечный рисунок на полу.

Заранее свяжите нитку и 2 шайбы - сделайте простейший циркуль с постоянным радиусом.

Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 4 - простой самодельный циркуль

Информационная подготовка

Подготовьте лист, на котором будет нарисовано несколько кругов разного диаметра (распечатайте или сами нарисуйте).

Организационная подготовка

Договоритесь с детьми, что будете делать с ними игрушки. 

Сообщите, что будете рисовать круги с помощью линейки - это интригует.

ЗАНЯТИЕ

Этапы занятия:

  • Придумываем игрушку;
  • Рисуем игрушку;
  • Обсуждаем рисунки;
  • Делаем игрушку;
  • Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть;
  • Рисуем и играем
  • Подводим итоги.

1 этап: Придумываем игрушку

Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.

Покажите детям лист, на котором нарисованы круги. Спросите, что вокруг есть круглого. Найдите всякие подходящие предметы - кружки, миски и т.п. Дайте детям нарисовать круги, обводя эти предметы

Дайте каждому ребенку линейку и попросите его нарисовать круг с помощью линейки. Дети попробуют, но у них не получится. Важно то, что это не получается превратить в шутку.

Покажите, как можно нарисовать круг с помощью нитки с двумя шайбами, шурупа и карандаша. Дайте детям попробовать повторить. С маленькими детьми шуруп в центре круга придерживайте сами.

Обсудите с детьми, как то же самое можно делать с помощью линейки - дайте детям высказать идеи, как превратить линейку в циркуль. В т.ч. обсудите, что на линейке нужно много отверстий, чтобы рисовать круги разного диаметра.

2 этап: Рисуем игрушку

Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: Нарисовать циркуль из линейки.

Если ребенок берется рисовать сам - не мешайте, пока он не остановится.

Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например - общий контур линейки или шкалу на ней.

Дети могут рисовать линейку, как от руки, так и обводя эту самую линейку.

Обсудите с ребенком, где и какие детали нужны. Дайте им нарисовать эти детали.

Попросите детей написать названия каких-то частей рисунка. Если они не умеют писать - напишите текст за них. Или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе. От надписей поставьте стрелочки к описываемым частям.

Попросите детей нарисовать инструменты: дрель, шуруп, отвертку и т.п.

3 этап: Обсуждаем рисунки

Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:

  • Какие части нарисованы?
  • Как они будут соединяться?
  • Что написано? и т.п.

В процессе, сравнивайте рисунок и будущие элементы игрушки. Важно, чтобы дети подробно рассказали про свой рисунок и связали его техникой изготовления.

4 этап: Делаем игрушку

Возьмите и сделайте. Максимум операций давайте выполнить детям. На себя берите то, что им заведомо сложно или опасно.

Аккуратно обращайтесь с дрелью. Обязательно давайте детям сверлить, но, при этом, поддерживайте дрель, чтобы обеспечить безопасность.

Вы можете сделать один циркуль на всех или по циркулю каждому ребенку. Второе им интереснее, но дольше - дети могут устать.

Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сам. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.

5 этап: Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть

Обсудите с детьми - что круглое можно нарисовать с помощью сделанного циркуля. Как можно больше идей давайте выдвигать детям.

Делаем с детьми игрушки. ЗАДАНИЕ 4 - простой самодельный циркуль

Вот несколько идей рисунков:

  • Мячик
  • Солнышко
  • Колеса машины
  • Колобок (Циркулем можно нарисовать контур колобка, его улыбку, брови и глаза)
  • Мишень и т.п.

Постарайтесь вместе с детьми найти еще варианты.

6 этап: Рисуем и играем

Дайте детям нарисовать то, что они придумали (здесь хорошо, чтобы циркуль был сделан для каждого). Давайте им цветные карандаши, ярких и светлых цветов, чтобы рисунки получались более радостными.

Рисуйте вместе с детьми. Показывайте им интересные примеры

В процессе, обсудите с детьми что такое круг и окружность. Объясните, чем они отличаются. Упрощенные определения:

  • Окружность - линия, все точки которой на одинаковом расстоянии от центра (дайте детям объяснить, почему расстояние получается одинаковым);
  • Круг - область (место) все точки которого находятся внутри окружности (заштрихуйте какой-нибудь круг, чтобы детям наглядно увидели о чем Вы говорите).

 

В качестве бонуса поиграйте с детьми в игру на координацию движений: Нарисуйте мишень и разметьте на ней очки. Возьмите толстый маркер и приделайте его на рейку. Давайте детям держать маркер в вытянутой руке и с расстояния попадать в мишень. Давайте по несколько попыток и отмечайте, кто и сколько баллов набрал.

Такая игра хорошо развивает координацию движений.

7 этап: Подводим итоги:

Обсудите с детьми занятие.

Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают"

Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали. Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие. Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.

Задавайте уточняющие вопросы:

  • Что было самым интересным?
  • Что было самым радостным?
  • Что было непонятно?
  • Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.

После занятия дайте детям самим поиграть со сделанной игрушкой (или игрушками).

ВНИМАНИЕ: Циркуль сохраните в ящике для инструментов. Он нам еще пригодится.

 

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

Анонс

Классификатор детских игрушек

Задание 1

Результаты к заданию 1

Задание 2

Результаты к заданию 2

Задание 3

Результаты к заданию 3

Картина дня

наверх