ЗАДАЧА
Сделать с детьми циркуль из деревянной линейки. С его помощью, порисовать забавные рисунки и поиграть в игру на координацию движений.
Занятие позволяет сформировать у детей понятия круга и окружности, учить видеть геометрические фигуры вокруг себя, развивает воображение и дает навыки геометрических построений.
И, как всегда, дети испытывают радость от процесса постижения нового.
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Берем деревянную линейку и рядом с отметкой каждого сантиметра сверлим в ней отверстия диаметром 2 мм. В отверстие рядом с отметкой "ноль" вкручиваем шуруп.
Все. Циркуль готов. Теперь можно брать карандаш или фломастер, вставлять его в отверстиz и чертить круги нужных диаметров
ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка:
- Заранее подготовьте, пожалуйста, материалы и инструмент. Вам понадобится:
- Деревянные линейки: по числу детей + 2 (одна, на случай если что сломается и одна, просто чтобы чертить)
- Дрель и сверло подходящего диаметра (если в доме нет - постарайтесь купить - детям полезно владеть сложным инструментом).
- Шурупы
- Отвертка
- Бумага
- Нитка и 2 шайбы
- Предметы, обводя которые можно начертить круг (кружки, миски и т.п.)
- Карандаши или фломастеры
- Рейка длиной 70-100 см.
- Маркеры для белой доски (тонкие и толстые)
Тонкие перманентные маркеры, если интересно сделать долговечный рисунок на полу.
Заранее свяжите нитку и 2 шайбы - сделайте простейший циркуль с постоянным радиусом.
Информационная подготовка
Подготовьте лист, на котором будет нарисовано несколько кругов разного диаметра (распечатайте или сами нарисуйте).
Организационная подготовка
Договоритесь с детьми, что будете делать с ними игрушки.
Сообщите, что будете рисовать круги с помощью линейки - это интригует.
ЗАНЯТИЕ
Этапы занятия:
- Придумываем игрушку;
- Рисуем игрушку;
- Обсуждаем рисунки;
- Делаем игрушку;
- Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть;
- Рисуем и играем
- Подводим итоги.
1 этап: Придумываем игрушку
Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.
Покажите детям лист, на котором нарисованы круги. Спросите, что вокруг есть круглого. Найдите всякие подходящие предметы - кружки, миски и т.п. Дайте детям нарисовать круги, обводя эти предметы
Дайте каждому ребенку линейку и попросите его нарисовать круг с помощью линейки. Дети попробуют, но у них не получится. Важно то, что это не получается превратить в шутку.
Покажите, как можно нарисовать круг с помощью нитки с двумя шайбами, шурупа и карандаша. Дайте детям попробовать повторить. С маленькими детьми шуруп в центре круга придерживайте сами.
Обсудите с детьми, как то же самое можно делать с помощью линейки - дайте детям высказать идеи, как превратить линейку в циркуль. В т.ч. обсудите, что на линейке нужно много отверстий, чтобы рисовать круги разного диаметра.
2 этап: Рисуем игрушку
Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: Нарисовать циркуль из линейки.
Если ребенок берется рисовать сам - не мешайте, пока он не остановится.
Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например - общий контур линейки или шкалу на ней.
Дети могут рисовать линейку, как от руки, так и обводя эту самую линейку.
Обсудите с ребенком, где и какие детали нужны. Дайте им нарисовать эти детали.
Попросите детей написать названия каких-то частей рисунка. Если они не умеют писать - напишите текст за них. Или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе. От надписей поставьте стрелочки к описываемым частям.
Попросите детей нарисовать инструменты: дрель, шуруп, отвертку и т.п.
3 этап: Обсуждаем рисунки
Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:
- Какие части нарисованы?
- Как они будут соединяться?
- Что написано? и т.п.
В процессе, сравнивайте рисунок и будущие элементы игрушки. Важно, чтобы дети подробно рассказали про свой рисунок и связали его техникой изготовления.
4 этап: Делаем игрушку
Возьмите и сделайте. Максимум операций давайте выполнить детям. На себя берите то, что им заведомо сложно или опасно.
Аккуратно обращайтесь с дрелью. Обязательно давайте детям сверлить, но, при этом, поддерживайте дрель, чтобы обеспечить безопасность.
Вы можете сделать один циркуль на всех или по циркулю каждому ребенку. Второе им интереснее, но дольше - дети могут устать.
Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сам. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.
5 этап: Обсуждаем игрушку и думаем, как в нее играть
Обсудите с детьми - что круглое можно нарисовать с помощью сделанного циркуля. Как можно больше идей давайте выдвигать детям.
Вот несколько идей рисунков:
- Мячик
- Солнышко
- Колеса машины
- Колобок (Циркулем можно нарисовать контур колобка, его улыбку, брови и глаза)
- Мишень и т.п.
Постарайтесь вместе с детьми найти еще варианты.
6 этап: Рисуем и играем
Дайте детям нарисовать то, что они придумали (здесь хорошо, чтобы циркуль был сделан для каждого). Давайте им цветные карандаши, ярких и светлых цветов, чтобы рисунки получались более радостными.
Рисуйте вместе с детьми. Показывайте им интересные примеры
В процессе, обсудите с детьми что такое круг и окружность. Объясните, чем они отличаются. Упрощенные определения:
- Окружность - линия, все точки которой на одинаковом расстоянии от центра (дайте детям объяснить, почему расстояние получается одинаковым);
- Круг - область (место) все точки которого находятся внутри окружности (заштрихуйте какой-нибудь круг, чтобы детям наглядно увидели о чем Вы говорите).
В качестве бонуса поиграйте с детьми в игру на координацию движений: Нарисуйте мишень и разметьте на ней очки. Возьмите толстый маркер и приделайте его на рейку. Давайте детям держать маркер в вытянутой руке и с расстояния попадать в мишень. Давайте по несколько попыток и отмечайте, кто и сколько баллов набрал.
Такая игра хорошо развивает координацию движений.
7 этап: Подводим итоги:
Обсудите с детьми занятие.
Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают"
Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали. Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие. Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.
Задавайте уточняющие вопросы:
- Что было самым интересным?
- Что было самым радостным?
- Что было непонятно?
- Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.
После занятия дайте детям самим поиграть со сделанной игрушкой (или игрушками).
ВНИМАНИЕ: Циркуль сохраните в ящике для инструментов. Он нам еще пригодится.
МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ