Задайте вопрос про ложку! - основы мышления

Одно из важных качеств успешного ученика - умение задавать вопросы и находить на них ответы. Полагаем, что умение спрашивать и отвечать - первый признак возникающего мышления.

Существует множество способов поддержания и развития детской любознательности. В этом фильме - один из таких способов.

Для проведения занятия вам потребуется "шпаргалка" - лист с опорными вопросами: что? кто? когда? сколько? для чего? чем? из чего? где? почему? в чем?.. и т.п. Чем больше вопросов, тем интереснее может получится игра.  При количестве участников больше трёх можно предложить ребятам работать "по круговой системе": кто ответил на вопрос, получает право задать следующий.

Игра развивает логику, эрудицию и формирует привычку задавать вопросы. Для того, чтобы сформулировать не пустой вопрос, необходима минимальная рефлексия - нужно в своём мышлении отделить знаемое от незнаемого, понятное от непонятного, да ещё и дать этому незнаемому и непонятному логическую формулировку в словесной форме, а в идеале ещё и соотнести свой вопрос с позицией того, к кому он обращён. Этот навык необходимо развивать достаточно настойчиво, регулярно. Учтите, что в массовой школе многие учителя не только не развивают у детей привычку спрашивать, но и блокируют саму возможность что-то спросить даже по изучаемому материалу. Грозное: "Я понятно говорю?!" такую возможность тоже не создаёт.

Сам объект игры - ложка - был выбран не совсем случайно. Мы хотели начать разговор с чего-то предельно простого, обыденного и показать, что за самой простой вещью может скрываться бездна неизвестного. Обратите внимание, что в фильме на самом деле три объекта рассмотрения. От ложки ведущий перешёл к доске, а затем - к шахматам.  Задать вопрос по поводу шахматной стратегии на самом деле ничуть не сложнее, чем про ложку.  В конце занятия с детьми была достигнута важная договорённость: на ближайших занятиях в школе они обязательно будут задавать вопросы учителям. "Шпаргалки" можно забрать с собой!

Картина дня

наверх