Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Целостное содержание образования

развернуть

Важно: "сборку" в целое совершает сам ученик (причина очевидна?). Но когда он это делает и за счёт чего?

Авторы традиционной массовой системы обучения подразумевали и продолжают подразумевать, что маленький человечек ещё недостаточно развит, чтобы думать о целом. Сначала жи-ши, потом тригонометрия, потом "Война и мир", и вот только потом... Но потом экзамены, потом школа закончилась, потом армия, институт, работа и кладбище. Так до главного и не добрались. Вы не замечали, что кладбище осталось последним местом, где люди вспоминают о главных вопросах? Почему же не поправить эту странную программу?

Мой опыт показывает, что уже в раннем возрасте дети очень отзывчивы на общие мировоззренческие вопросы. А вот если к 10 годам человек не получил опыт онтологической рефлексии, то к 17-20 годам его сознание бывает завалено такой свалкой бытовухи, из-под которой он выкарабкивается всю жизнь и только на последнем участке пути некоторые начинают задавать себе уже бессмысленные горестные вопросы - "А зачем всё это было?"

Высшая цель школы - приподнять человека над бытовым укладом уровня Митрофанушки. Сборка в целое производится в этом над-бытовом уровне сознания. Сборка на бытовом уровне - это элементарная "американская" практичность. Сборка в верхнем этаже - это Мышление.

Толчком к сборке могут послужить самые разные события, иногда случайные. Отец идёт вечером с 5-летним сыном и говорит: "Представляешь, свет от этих звёзд летит к нам многие годы. Ты видишь эти звёзды такими, какие они были ещё до твоего появления на свет. А какие они сейчас - ты увидишь только через много лет...." Почти не важно, что 5-летний человек понял в этом разговоре, заинтересуется ли он астрофизикой и т.п., важнее - включилось живое воображение, которое будет работать всю жизнь. И в картину мироздания заложен важный кирпичик. Кстати, говорю здесь о реальном человеке, не выдумываю.

Сборка в целое происходит на осмыслении, обсуждении ключевых вопросов, над которыми человечество бьётся тысячелетиями, но которые до сих пор не попадают на страницы школьных учебников (не то как сложные, не то как второстепенные):

- Кто мы на самом деле? Как мы приходим в этот мир?
- Как устроена наша душа?
- Бесконечна ли Вселенная?
- Смертны ли мы?
- Почему некоторые взрослые врут?
- Что с нами происходит, когда "умираем"?
- Кто решил, что мы главные на Земле и можем убивать остальных?
- В чём смысл нашей жизни?
- и т.п.

В нашей программе есть такая уже традиционная игра - в начале дня дети имеют возможность задать любые вопросы и попросить на них ответить. Взрослые не обязаны сразу отвечать, могут дать попробовать ответить другим детям, иногда вопрос подвисает на несколько дней, иногда - превращается в тему незапланированного занятия.

Когда мы только создавали эту игру, работали с ребятами 8-10 лет. На первых двух занятиях дети не смогли задать ни одного вопроса. И вдруг:
- Скажите, а когда человек попадает в ад, он сразу сгорает или постепенно?

Когда работаете с мировоззрением, вы должны быть готовы к любым вопросам. Но вы же не справочное бюро. Поэтому разговор бывает полезнее прямого ответа:
- Почему ты задал такой вопрос?

Сборка целостного образования - это Игра. Игра, в которую вы можете пригласить поиграть своих детей, своих учеников. Все прочие методические решения легко ложатся на взрыхлённую почву. Межпредметные связи легко понимаются, если ученик имеет опыт осмысления целого. Дети - это настоящие самостийные философы, все без исключения. Не относитесь к детям как к недоразвитым взрослым. У детей меньше загружен бытовой уровень, мышление свободно для осмысления Целого. У каждого идёт непрерывная активная работа по построению целостного мировоззрения. Так устроен мозг. Для чего-то (?) Вселенная создала себе возможность осмысления себя. 
Не забывайте об этом.


Опубликовал Анатолий Сторожев , 13.08.2015 в 11:49

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев