ЗАДАЧА
Сделать с детьми "беговое поле" из числового ряда и поиграть на нем "арифметические бега": Кидать кубик, двигать по ряду фигурки и, при этом, решать задачи на сложение.
Занятие рассчитано на детей от 4 до 9 лет. Младшие дети учатся считать. Старшие - нарабатывают навыки черчения, изготовления игр и тоже с радостью играют.
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Берем кусок обоев, длиной 170 см и разлиновываем его в беговую дорожку.
Берем второй кусок обов, длиной 60 см и разлиновываем на нем турнирную таблицу.
В качестве "фишек" берем небольшие фигурки игрушек - лошадок, пингвинов и т.п. Или просто фишки. Еще понадобится игральный кубик.
Вот. Все готово.
ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка:
Заранее подготовьте, пожалуйста, материалы и инструмент. Вам понадобится:
- Обои;
- Рулетка;
- Ножницы или нож;
- Рейка или доска (в качестве линейки);
- Бумажный скотч;
- Карандаши и маркеры;
- Фигурки игрушки;
- Игральный кубик.
Информационная подготовка
Скачайте из сети и распечатайте несколько примеров, какие бывают кубки.
Распечатайте "беговое поле" и таблицу результатов.
Организационная подготовка:
Договоритесь с детьми, что будете делать с ними игрушки.
Сообщите, что будете делать не просто игрушку, а игру. Расскажите, что это за игра.
Попросите детей заранее подобрать фигурки, которыми они будут играть.
ЗАНЯТИЕ:
Этапы занятия:
- Придумываем игру;
- Рисуем игру;
- Обсуждаем игру;
- Делаем игру;
- Обсуждаем игру и думаем, как в нее играть;
- Играем в игру;
- Подводим итоги.
1 этап: Придумываем игру
Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.
Покажите детям распечатку бегового поля, рулон обоев и рейку. Попросите их рассказать, как нарисовать такое поле на обоях.
Обсудите, сколько дорожек должно быть на беговом поле. Если ребенок один, то одна дорожка ему, вторая - маме или папе.
ВАЖНО: Если детей много - делайте поле короче - на 20 шагов. Действий в игре происходит много и при слишком долгой игре дети устают.
2 этап: Рисуем игру
Здесь дети рисуют не саму игру, а призовой кубок к ней.
Покажите детям рисунки кубков. Обсудите, что кубки бывают разные.
Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: нарисовать свой призовой кубок. Старайтесь использовать яркие цветные карандаши, чтобы рисунок был красивым и разноцветным.
Подскажите детям, что они могут нарисовать свой собственный кубок. Обсудите, как это может быть. Дайте им проявить фантазию.
Подскажите, что на кубке где-то должно быть написано имя ребенка. Тогда получится "кубок Вани", "кубок Маши".
Нюанс: Если ребенок один - нарисуйте еще "кубок мамы" и/или "кубок папы".
Если ребенок берется рисовать сам - не мешайте, пока он не остановится.
Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например - общий контур кубка.
Попросите детей написать имена на кубке. Если они не умеют писать - напишите текст за них или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе.
3 этап: Обсуждаем рисунки
Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:
- Из каких частей состоит кубок?
- Что на кубке написано? и т.п.
4 этап: Делаем игру
Возьмите и сделайте. При изготовлении поля:
- Отрежьте кусок обоев (170 см для 30 шагов и 120 см для 20 шагов).
- Разметьте и разлинуйте поле. Размер шага - 5 см. Лучше всего, если дети сами сделают разметку с Вашей помощью.
- Обязательно дайте детям написать номера ячеек В КАЖДОЙ ЯЧЕЙКЕ, а также - "старт" и "финиш".
Аналогично сделайте на втором куске обоев таблицу результатов, разлинуйте и напишите имена участников.
Поле лучше закрепить на полу с помощью бумажного скотча. Не рекомендуем использовать обычный скотч - следы от него потом очень сложно оттирать.
Максимум операций давайте выполнить детям.
Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сами. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.
Внимание: После того, как игрове поле сделано, дайте детям отдохнуть минут 15. Занятие длинное. Дети могут уставать.
5 этап: Обсуждаем игру и думаем, как в нее играть
Попросите детей рассказать, как будем играть в игру. Задайте вопросы:
- Зачем нужно поле?
- Зачем нужны фигурки?
- Зачем нужен кубик?
- Как фигурки будут ходить?
- Куда будем писать результаты? и т.п.
Попробуйте вместе придумать историю - откуда взялась игра, кто в нее играет и т.п.
6 этап: Играем в игру
Процесс игры происходит следующим образом:
Ребенок кидает кубик.
Если его фишка стоит на старте – он САМ записывает в таблице результатов выпавшее число.
Если фишка стоит на каком-то шаге – ребенок САМ записывает пример и двигая фишку вычисляет результат.
Если ребенок не умеет писать – напишите ему, как пишутся числа и знаки и дайте скопировать.
ПРИМЕР:
Фишка стоит на поле 4. На кубике выпало 5. Записываем в таблице результатов: 4+5=
Если ребенок может это посчитать в уме - сразу записываем результат и двигаем фишку.
Если не может - двигаем фишку по полю на 5 шагов и смотрим, на какую позицию попала фишка. Результат записываем: 4+5=9
В итоге, таблица должна выглядеть так:
В процессе давайте детям говорить за их фигурки. Задавайте их фигуркам вопросы и давайте детям ответить.
Полезно вести "спортивные комментарии".
Выигравший - получает кубок. Те, кто идут следом - тоже получают кубки. Наша практика показывает, что дети любят получать именно те кубки, которые сами нарисовали.
Если есть возможность - сыграйте несколько партий. Так лучше закрепляется навык.
ВАЖНО: Иногда дети проигрывают и расстраиваются. Это ценная ситуация - детям важно уметь не только выигрывать, но и проигрывать. Точнее - держать себя в руках при проигрыше.
При проигрыше важно поддержать ребенка. Обсудить, что бывают и победы и поражения. Найти хорошие стороны в том, как шла игра.
Полезный аргумент для маленьких детей: проиграл игру, зато выиграл - научился решать такие примеры.
Хорошо, также, показать ребенку, как красиво он рисовал кубок, писал примеры, как хорошо делал игровое поле и т.п.
7 этап: Подводим итоги:
Обсудите с детьми занятие.
Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают".
Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали.
Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие.Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.
Задавайте уточняющие вопросы:
- Что было самым интересным?
- Что было самым радостным?
- Что было непонятно?
- Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.
В сделанную игру полезно сыграть еще несколько раз в тот же день или позже
По возможности, снимайте процесс на фото и видео.
Потом это можно показать детям – они очень любят на себя смотреть.
Также будем рады видеть ваши материалы на сайте.
Внимание: Если Вы снимаете свой материал на видео и планируете выложить на сайт ролик - свяжитесь пожалуйста с нами.
Подскажем, как лучше сделать сценарий и монтаж.
Материалы к курсу
Добавили к занятию фильм:
http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43232308037/Begom-po-arifmeti....