Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

"Делаем с детьми игрушки". ЗАДАНИЕ 3 - Бегом по арифметике

развернуть

ЗАДАЧА

Сделать с детьми "беговое поле" из числового ряда и поиграть на нем "арифметические бега": Кидать кубик, двигать по ряду фигурки и, при этом, решать задачи на сложение.

"Делаем с детьми игрушки". ЗАДАНИЕ 3 - Бегом по арифметике

Занятие рассчитано на детей от 4 до 9 лет. Младшие дети учатся считать. Старшие - нарабатывают навыки черчения, изготовления игр и тоже с радостью играют.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Берем кусок обоев, длиной 170 см и разлиновываем его в беговую дорожку.

 Берем второй кусок обов, длиной 60 см и разлиновываем на нем турнирную таблицу.

"Делаем с детьми игрушки". ЗАДАНИЕ 3 - Бегом по арифметике

 В качестве "фишек" берем небольшие фигурки игрушек - лошадок, пингвинов и т.п. Или просто фишки. Еще понадобится игральный кубик.

Вот. Все готово.

ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка:

Заранее подготовьте, пожалуйста, материалы и инструмент. Вам понадобится:

  • Обои;
  • Рулетка;
  • Ножницы или нож;
  • Рейка или доска (в качестве линейки);
  • Бумажный скотч;
  • Карандаши и маркеры;
  • Фигурки игрушки;
  • Игральный кубик.

Информационная подготовка

Скачайте из сети и распечатайте несколько примеров, какие бывают кубки.

Распечатайте "беговое поле" и таблицу результатов.

Организационная подготовка:

Договоритесь с детьми, что будете делать с ними игрушки.

Сообщите, что будете делать не просто игрушку, а игру. Расскажите, что это за игра.

Попросите детей заранее подобрать фигурки, которыми они будут играть. 

ЗАНЯТИЕ:

Этапы занятия:

  1. Придумываем игру;
  2. Рисуем игру;
  3. Обсуждаем игру;
  4. Делаем игру;
  5. Обсуждаем игру и думаем, как в нее играть;
  6. Играем в игру;
  7. Подводим итоги.

1 этап: Придумываем игру

Задайте вопрос: Что сегодня будем делать? Дети помнят ответ и с радостью его дают.

Покажите детям распечатку бегового поля, рулон обоев и рейку. Попросите их рассказать, как нарисовать такое поле на обоях.

Обсудите, сколько дорожек должно быть на беговом поле. Если ребенок один, то одна дорожка ему, вторая - маме или папе.

ВАЖНО: Если детей много - делайте поле короче - на 20 шагов. Действий в игре происходит много и при слишком долгой игре дети устают.

2 этап: Рисуем игру

Здесь дети рисуют не саму игру, а призовой кубок к ней.

Покажите детям рисунки кубков. Обсудите, что кубки бывают разные.

Дайте детям карандаши и бумагу и поставьте задачу: нарисовать свой призовой кубок. Старайтесь использовать яркие цветные карандаши, чтобы рисунок был красивым и разноцветным.

Подскажите детям, что они могут нарисовать свой собственный кубок. Обсудите, как это может быть. Дайте им проявить фантазию.

Подскажите, что на кубке где-то должно быть написано имя ребенка. Тогда получится "кубок Вани", "кубок Маши".

Нюанс: Если ребенок один - нарисуйте еще "кубок мамы" и/или "кубок папы".

Если ребенок берется рисовать сам - не мешайте, пока он не остановится.

Если ребенку сложно - нарисуйте ему какие-то части. Например - общий контур кубка.

Попросите детей написать имена на кубке. Если они не умеют писать - напишите текст за них или напишите на другом листе и дайте им скопировать к себе.

3 этап: Обсуждаем рисунки

Попросите детей рассказать, что они нарисовали. Задайте им уточняющие вопросы:

  • Из каких частей состоит кубок?
  • Что на кубке написано? и т.п.

4 этап: Делаем игру

Возьмите и сделайте. При изготовлении поля:

  • Отрежьте кусок обоев (170 см для 30 шагов и 120 см для 20 шагов).
  • Разметьте и разлинуйте поле. Размер шага - 5 см. Лучше всего, если дети сами сделают разметку с Вашей помощью.
  • Обязательно дайте детям написать номера ячеек В КАЖДОЙ ЯЧЕЙКЕ, а также - "старт" и "финиш".

Аналогично сделайте на втором куске обоев таблицу результатов, разлинуйте и напишите имена участников.

Поле лучше закрепить на полу с помощью бумажного скотча. Не рекомендуем использовать обычный скотч - следы от него потом очень сложно оттирать.

Максимум операций давайте выполнить детям.

Если у ребенка что-то не получается - помогите ему или сделайте сами. Ни в коем случае не принуждайте ребенка что-то "закончить" или "сделать самому". Важно, чтобы дети испытали радость от процесса и втянулись. Тогда они сами освоят любые навыки.

Внимание: После того, как игрове поле сделано, дайте детям отдохнуть минут 15. Занятие длинное. Дети могут уставать.

5 этап: Обсуждаем игру и думаем, как в нее играть

Попросите детей рассказать, как будем играть в игру. Задайте вопросы:

  • Зачем нужно поле?
  • Зачем нужны фигурки?
  • Зачем нужен кубик?
  • Как фигурки будут ходить?
  • Куда будем писать результаты? и т.п.

Попробуйте вместе придумать историю - откуда взялась игра, кто в нее играет и т.п.

6 этап: Играем в игру

Процесс игры происходит следующим образом:

Ребенок кидает кубик.

Если его фишка стоит на старте – он САМ записывает в таблице результатов выпавшее число.

Если фишка стоит на каком-то шаге – ребенок САМ записывает пример и двигая фишку вычисляет результат.

Если ребенок не умеет писать – напишите ему, как пишутся числа и знаки и дайте скопировать.

ПРИМЕР:

Фишка стоит на поле 4. На кубике выпало 5. Записываем в таблице результатов: 4+5=

Если ребенок может это посчитать в уме - сразу записываем результат и двигаем фишку.

Если не может - двигаем фишку по полю на 5 шагов и смотрим, на какую позицию попала фишка. Результат записываем: 4+5=9

В итоге, таблица должна выглядеть так:

В процессе давайте детям говорить за их фигурки. Задавайте их фигуркам вопросы и давайте детям ответить.

Полезно вести "спортивные комментарии".

Выигравший - получает кубок. Те, кто идут следом - тоже получают кубки. Наша практика показывает, что дети любят получать именно те кубки, которые сами нарисовали.

Если есть возможность - сыграйте несколько партий. Так лучше закрепляется навык.

ВАЖНО: Иногда дети проигрывают и расстраиваются. Это ценная ситуация - детям важно уметь не только выигрывать, но и проигрывать. Точнее - держать себя в руках при проигрыше. 

При проигрыше важно поддержать ребенка. Обсудить, что бывают и победы и поражения. Найти хорошие стороны в том, как шла игра.

Полезный аргумент для маленьких детей: проиграл игру, зато выиграл - научился решать такие примеры. 

Хорошо, также, показать ребенку, как красиво он рисовал кубок, писал примеры, как хорошо делал игровое поле и т.п.

7 этап: Подводим итоги:

Обсудите с детьми занятие.

Напомните детям правило "Один рассказывает, остальные слушают".

Дайте каждому ребенку рассказать, что и как вы сегодня делали.

Попросите каждого рассказать, что делал он, и что делали другие.Важно сформировать у детей понимание, что это их общий результат.

Задавайте уточняющие вопросы:

  • Что было самым интересным?
  • Что было самым радостным?
  • Что было непонятно?
  • Как можно следующий раз сделать лучше? и т.п.

В сделанную игру полезно сыграть еще несколько раз в тот же день или позже

По возможности, снимайте процесс на фото и видео.

Потом это можно показать детям – они очень любят на себя смотреть.

Также будем рады видеть ваши материалы на сайте.

УлыбаетсяВнимание: Если Вы снимаете свой материал на видео и планируете выложить на сайт ролик - свяжитесь пожалуйста с нами.

Подскажем, как лучше сделать сценарий и монтаж.

Материалы к курсу

Анонс

Задание 1

Результаты к заданию 1

Задание 2

 Добавили к занятию фильм:

http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43232308037/Begom-po-arifmeti....

 


Опубликовал Игорь Скирневский , 20.02.2013 в 14:18

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Svetlana Zhuravskaya
Svetlana Zhuravskaya 20 февраля 13, в 17:42 spasibo!!!! Текст скрыт развернуть
0
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский Svetlana Zhuravskaya 20 февраля 13, в 21:47 Пожалуйста. :-) Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев 20 февраля 13, в 18:20 Готов видеоролик этого занятия, сегодня опубликуем. По-моему, интересно получилось. Текст скрыт развернуть
2
Марина Тетеркина
Марина Тетеркина 20 февраля 13, в 21:37 супер!!! спасибо!!!! Текст скрыт развернуть
1
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский Марина Тетеркина 20 февраля 13, в 21:47 Рад, что Вам нравится :-) Текст скрыт развернуть
0
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский 20 февраля 13, в 23:14 Анна, рад, что Вам нравится. А Вы предыдущие занятия видели? Текст скрыт развернуть
1
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский 26 февраля 13, в 23:19 Это хорошо. А фотографий? А видеозаписей?
:-)
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский 27 февраля 13, в 07:30 i.skirnevsky@gmail.com
А фотографии можно прямо сюда выкладывать.
Текст скрыт развернуть
0
Ирина Овсянникова
Ирина Овсянникова 22 февраля 13, в 02:57 Здорово! Благодарю за такую интересную игру :) Текст скрыт развернуть
0
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский Ирина Овсянникова 22 февраля 13, в 08:59 Ирина, спасибо.
Будем ждать от Вас отчета о реализации. :-)
Текст скрыт развернуть
0
Larisa Larina
Larisa Larina 23 февраля 13, в 17:58 Даю ссылку на логическую игру "Математические гонки", ее предложил Комиссаров в своем проекте .
Текст скрыт развернуть
1
Оксана Филатова
Оксана Филатова 26 февраля 13, в 23:22 Хоть и с опозданием, но выкладываю свое мнение... Текст скрыт развернуть
0
Оксана Филатова
Оксана Филатова Оксана Филатова 26 февраля 13, в 23:23 1) почему именно обои? зачем делать поле таким огромным? Поясню... у нас, например, просто негде такое поле расстелить... нужен еще и настольный вариант.... 2) не совсем поняла с рисованием кубков... 3) заявленный возраст 4-9 лет... а тут простой счет до 20-30... это больше выглядит на 5-7 лет.... 3) почему бы сделать не только сложение, но и вычитание (старт и финиш в одном месте... дойти до конца, а потом вычитать... или что-то в этом роде 4) в анонсе сказано "с решением задач" - математически не верно... решение примеров, но не задач...
[20.02.2013 17:34:15 | Изменены 17:34:25] Оксана (oxy79): и еще вот совсем не понятно... тут нет самого соревнования... выиграть можно только случайно, а это развивает неоправданный азарт, игроманию, доверие к случаю... в общем-то в идее что-то есть, но больше как поле для закрепления навыков счета.... я бы сделала другую концепцию... ребенок должен пройти поле не первым, а просто пройти... прошел - умница, ты поупражнялся в счете до 30. очень похоже на линейку для счета, которую я видела в одной из программ по математике...
вот в качестве поля для закрепления обязательно посоветую знакомой, у которой ребенок-инвалид... ему сложно учиться и однотипные задания его угнетают... думаю, ему понравится
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский Оксана Филатова 27 февраля 13, в 08:44 Благодарю, важный комментарий. Ждал, когда же он появится. Сейчас буду отвечать. :-)

Начну с того, что наши задачи - не догма, а повод раскачать собственную фантазию. Нет никаких жестких ограничений. Всегда есть возможность придумать что-то новое, что-то сократить, что-то изменить. Важно, чтобы детям радостно было.

Второй момент - мы не боги. Мы делаем что можем, насколько хватает нашего опыта и разумения. Поэтому, чем больше будет встречных идей, тем больше мы вместе сможем дать нашим детям.
Из этих предпосылок и вытекают ответы на следующие вопросы.

Теперь по пунктам:
1.
> 1) почему именно обои? зачем делать поле таким огромным? Поясню... у нас, например, просто негде такое поле расстелить... нужен еще и настольный вариант....

Обои - одна из возможных реализаций. Во многих случаях обои очень удобны - когда надо большую картину сделать или длинный плакат. В данном случае, на большое поле можно поставить фигурки размером побольше. Но, конечно, такой большой размер поля не обязателен. Удобно делать в настольном формате - имеет смысл делать в настольном.

2.
> Не совсем поняла с рисованием кубков...
Рисунки в наших занятиях обычно нужны как проект игрушки. Здесь мы сделали по другому - превратили рисунки в часть игрушки. И нам было важно раскачать у детей фантазию - дать им сделать не прикладной рисунок, а маленькое произведение искусство. Я бы сказал, что это получилось.

3.
>Заявленный возраст 4-9 лет... а тут простой счет до 20-30... это больше выглядит на 5-7 лет....

Занятие - не только на счет. Собственно счет больше на младших детей рассчитан. Для старших - навыки рисования, черчения, измерений. Возможность что-то делать вместе с младшими. И старшие здесь для младших показывают пример - младшие делают по аналогии.

4.
> почему бы сделать не только сложение, но и вычитание (старт и финиш в одном месте... дойти до конца, а потом вычитать... или что-то в этом роде

Это поле - числовой ряд. На нем можно делать любые операции. В рамках одного занятия у нас больше не получилось. Конечно, можно делать занятия и на вычитание.

> в анонсе сказано "с решением задач" - математически не верно... решение примеров, но не задач...

Во первых, не соглашусь. Дети решали прикладную задачу - перемещение фигурок по числовому ряду. А примеры были вспомогательным инструментом.

Во вторых, тут важно даже не решение задач или примеров показать, а дать представление о числовом ряде и о том, как арифметические операции вообще производятся.

> и еще вот совсем не понятно... тут нет самого соревнования... выиграть можно только случайно, а это развивает неоправданный азарт, игроманию, доверие к случаю...

Начнем с того, что так построено большинство настольных игр вида "бросил кубик, подвинул фишку" - ничего страшного в этом не вижу.

Но, конечно, интересно заложить в процесс задачи на сотрудничество детей. Чтобы они могли что-то сделать вместе и получить общий результат. Интересны идеи - как это можно реализовать.

Еще один важный момент - детям важно понимать, что далеко не все в жизни зависит от их воли. Бывают случайности и на них надо уметь правильно реагировать. И проигрыши бывают. Важно уметь не "выпасть", а спокойно действовать дальше.
Текст скрыт развернуть
0
Оксана Филатова
Оксана Филатова Игорь Скирневский 4 марта 13, в 15:44 ну теоретически почти все верно. Под словом "задачи" мы с Вами понимаем разные вещи, я с точки зрения математика, Вы с точки зрения гуманитария, в этом и произошел казус. А вот по поводу игр на случайность - продают много всякого некачественного товара и не стоит на него ориентироваться. У нас в доме нет настольных игр на случайный выигрыш, только логика, экономика, мышление. Зачем предлагать детям ширпотреб для увеличения азарта. А по поводу того, что не все в жизни зависит от нас... Вы верите в случайность, а я приведу цитату из мультика, с которой согласна на все 100%: "Случайности не случайны". У нас с Вами несколько разные позиции, по этому поводу и не будем углубляться в философию... просто не хочется растить игроманов и людей, склонивших голову перед судьбой ))) Текст скрыт развернуть
0
Оксана Филатова
Оксана Филатова Оксана Филатова 26 февраля 13, в 23:24 а еще думала про задачи.... тогда можно увеличить возраст... в занковской системе есть такая фишка - блицтурнир, там типовые задачи рассмотрены, но с параметрами. а почему к данной настольной игре не разработать приложение, где будет список задач. ну, например, кидает ребенок кубик и выпадает ему число - номер задачи. смотрим на листке - там задача, но нет цифорок, только буквы. тогда он опять бросает кубик и с его помощью добывает недостающие данные... решает задачу. если решил правильно - на клетку вперед, если не правильно - стоит на месте. или подобрать задачи, чтоб ответ в любом случаае был от 1 до 3... и на ответ он двигается....
[20.02.2013 23:56:45] Оксана (oxy79): а еще подобную линейку можно сделать с геометрическими фигурами, и вообще со всем на свете, просто кубик специальный склеить. Выпала картинка (слово, буква, знак и т. п.) ребенок должен назвать. не смог - стоит на месте....
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Скирневский
Игорь Скирневский Оксана Филатова 27 февраля 13, в 08:46 Интересные варианты, спасибо. :-)
Собственно это я и имел в виду, когда говорил, что нужны идеи, как все это развивать.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 17
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Последние комментарии

Анатолий Сторожев
дариха акрамова
логопед - дефектолог спец дет сад№19 город Алмалык Ташкентской обл
дариха акрамова От заикания к свободной речи
дариха акрамова
хотелось бы с вами по общаться есть много вопросов
дариха акрамова От заикания к свободной речи
Екатерина Ионова
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев
Анатолий Сторожев