Игорь Скирневский предлагает Вам запомнить сайт «Детское образование - в радость!»
Вы хотите запомнить сайт «Детское образование - в радость!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сеть сверхшкольного образования МДР (Мышление Деятельность Радость)

Принципы сверхшкольного МДР-образования

1. Принцип открытости системы

Авторы не присваивают себе исключительных прав на МДР.  Любой человек может приложить усилия для развития МДР. Авторы оставляют за собой функции экспертизы, обучения и консультирования.  При этом действует механизм общественной экспертизы, могут создаваться любые учебные центры МДР, в том числе без участия авторов.

 

2. Принцип развития

Принцип развития определяет одну из ключевых задач МДР - передачу участникам средств и способов саморазвития. Смысл участия в МДР состоит в увеличении собственного могущества (от слова «могу»), в развитии способностей (от слова «способ»), в овладении новыми инструментами и практиками.

 

3. Ведущая роль ученика

МДР предполагает формирование ведущей роли ученика в образовании. Ученик - не подопытный кролик и не объект воспитания. Ученик - это участник МДР, осмысленно овладевающий средствами развития в сотрудничестве с другими участниками МДР. Стать учеником - первая задача МДР-образования.

 

4. Роль семьи

МДР направлен на удержание и восстановление ценности и целостности семьи. Семейная форма образования (семейные клубы, семейные школы...) - ведущая форма МДР. Родители включаются в обучение в своде МДР, показывая своим детям пример саморазвития. Здесь суть не только в поддержании родственных отношений. Важно выстраивать целостное пространство взаимодействия участников любого возраста.

 

5. Принцип целостности

В МДР принят целостный взгляд на человека, на окружающую действительность, на образование.  Характерная для сегодняшней системы массовой подготовки калейдоскопичность учебных предметов здесь преодолевается за счет нескольких методических установок, важнейшей из которых выступает СМП - содержательно-методический пакет. Каждый пакет - это возможность выхода в несколько предметных областей и их осмысления по нескольким основаниям. Это позволяет сформировать системный подход, целостное знание. Можно сказать, что МДР – это свод целостного образования.

 

6. Принцип практичности

МДР-образоование практично. Свод МДР направлен на решение практических задач и разворачивается в разнообразных прикладных практиках. Одним из важных смыслов участия в МДР-образовании для многих участников становится позитивное преобразование мира в стратегии добра.

 

7. Высокий уровень сложности

Уровень сложности МДР-образования обеспечивает наполнение содержанием зоны ближайшего развития участников.  Например, для многих взрослых участников такой зоной развития становится осмысленная образовательная практика, организованная своими силами – для себя и для своих детей. Вам не приходилось решать такую задачу? Можно ожидать, что её решение выведет Вас на новую ступень развития.

Как норма здесь принимается овладение детьми инструментами и практиками, традиционно считающихся сложными, как бы «для взрослого» употребления. Здесь 6-летний ребёнок может делать учебный фильм, а 11-летний выстраивать собственную жизненную стратегию. "Паспортный" возраст в МДР-образовании не является ограничением к получению высоких знаний и форм мышления.

 

8. Опора на современную науку

МДР-образование берёт на вооружение последние научные разработки. Мы не можем себе позволить пользоваться химией или биологией 100-летней свежести. Наука не всесильна, эта общественная практика имеет свои ограничения. Но если уж ей пользоваться, то – лучшим, что в ней есть.

 

9. Принцип доступности

Путь в МДР-образование сложен, но посилен каждому. Для того, чтобы обеспечить доступность при высоком уровне сложности, создаются учебные центры для родителей, консультационные пункты, дистанционные формы поддержки. Сама методика МДР довольно проста по замыслу. Отсутствие педагогического образования не должно являться препятствием для включения в МДР, потому что МДР – это и есть педагогическое образование.

 

10. Принцип опережающего образования

В МДР-образовании не готовятся к жизни, а живут "здесь и сейчас". Но при этом удерживается важнейший приоритет - выстраивается образ будущего и многие практические задачи решаются, исходя из этого образа. Участники МДР осваивают те практики, которые будут востребованы в будущем. Они развивают в себе способность быть готовым к неизвестности, ведь образование (в отличие от обучения) - это подготовка "ко всему", а не к конкретному сложившемуся положению дел. Универсальные подготовки, которые мы разворачиваем сегодня, будут остро востребованы и эффективно использованы через 5-10-15-20 лет. В этом случае у общества в целом есть шанс на управляемое развитие.

 

11. Принцип осмысленности

В МДР не приветствуется тупое исполнительство и необдуманное следование инструкциям без особой необходимости. Каждый шаг, каждое действие, каждое решение участника МДР проходит через фильтр его собственной осмысленности.  Я, как ученик, понимаю как устроено моё образование. Я включаюсь в этот процесс осознанно, с внутренней мотивацией и с опорой на собственное целеполагание.

 

12. Принцип добровольности обучения

Нет никакого смысла участвовать в МДР по принуждению. Мы опираемся на добрую волю всех участников и верим, что тяга к образованию, природная любознательность заложены в человеке от рождения. Нет необходимости заставлять человека дышать.  Нет необходимости заставлять человека творить, выдумывать, радоваться, взаимодействовать с друзьями, получать новый опыт и новые знания. Если так сложилось, что у человека уже отбили радость творчества, не нужно заставлять его творить, необходимо набраться терпения и действовать без принуждения, без упрёков и понуканий. Только такой процесс может принести радость нам и нашим детям.

 

13. Принцип творчества

В МДР не приветствуются шаблонные подходы. Наличие свежего взгляда на вещи, открытое мышление, отсутствие страха ошибки – важные признаки МДР-образования. Мышление участника МДР «заточено» на творчество.

 

14. Принцип эффективного взаимодействия

Продвижение по Своду МДР предполагает согласованные взаимодействия многих участников.  По сути, движение МДР – это эффективный социальный двигатель, переводящий общество в новое состояние. Исключительная особенность этого процесса – отсутствие манипуляций, ведь процессом управляют сами участники.

 

15. Принцип непрерывности образования

МДР-образование невозможно закончить. Это непрерывный процесс, который может сопровождать участников всю жизнь. «Век живи – век учись» - это сказано про МДР.